|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004
Церковь Троицы в Троице-
Лыкове. 1690–1695
Церковь Николая в Жолчине,
Рязанская губ. (не сохр.). 1690-е гг. (?)
Самое интересное и самое
яркое было создано новым стилем в двух областях – в области
белокаменного декора, основные формы которого мы уже
вскользь упоминали, и в области центрических композиций
в храмовом зодчестве, прежде
всего, усадебном. Декор был
особой стихией, он мог сливаться со зданием в симфоническое
единство, а мог трансплантироваться в здания посредственные,
создавая изысканные «брошки»
на теле вполне рядовой постройки. Этот декор драгоценен как
скульптура и был скульптурой
в смысле своей особости и транспортабельности. Большие
зодчие могли применять лучший декор (а следовательно,
использовать лучших мастеров), как это было в Филях или
Уборах, а могли и практически
игнорировать его, как это
наблюдается в ряде построек,
сооруженных Прозоровскими –
в Зюзине, Бражникове и других. Можно указать на участие
лучших скульпторов-декораторов в сооружении собора
в Рязани, который по своим
формам принадлежит руке
зодчего, только нащупывающего благородные пропорции
и не очень связывающего объем
храма с декором.

Церковь Преображения
в Юдине. 1720
Церковь Покрова в Филях.
1690–1693

Церковь Покрова в Тешилове. 1690-е гг.
Церковь Входа в Иерусалим в Новоиерусалимском
монастыре. 1690–1697
В области создания усадебного центрического храма стиль
Вечного мира был великолепен
и чрезвычайно разнообразен.
Основная композиция объемов,
«восьмерик на четверике»,
была взята из украинской
архитектуры, но уже в Москве
пропорции этих объемов были
изменены в сторону большей
стройности и дополнены еще и венчающим восьмериком,
в котором помещался ярус
звона, чего на Украине не было.
Из украинского зодчества
обычно выводятся и некоторые
планы и объемно-пространственные композиции нового
стиля, однако украинское
происхождение их требует
дополнительной проверки. Нет
сомнения в том, что к украинским образцами восходит собор
Донского монастыря с четырьмя полукруглыми выступами,
пониженными углами
и «украинским» пятиглавием
по сторонам света, но в церкви
в Узком, где похожий четырехлепестковый план применен
уже без внутренних столбов
и с восьмериком под средней
главой, – здесь «украинизм»
может быть уже не прямым.
Украинское происхождение
имеют трехглавые церкви, где
главы выстраиваются по продольной оси (кроме названной
Покровской церкви Новодевичьего монастыря следует
отметить церкви в Трубине,
Зюзине и Троице-Лыкове).

Церковь Спаса Нерукотворного в Уборах. 1694–1697
Церковь Знаменская в Дубровицах. 1690–1704
Традиционно считают,
что четырехлепестковый план
тоже восходит к украинским
прототипам, но здесь, учитывая
временную дистанцию между
украинской четырехлепестковой церковью в Сутковцах
(XV–XVI вв.) и московскими
памятниками, вероятнее присутствие каких-то голландских
образцов. Мы можем указать
на четырехлепестковую
церковь в Берлине, сооруженную голландским архитектором
Иоганном Нерингом в 1695–1698 гг., то есть примерно
в то же время, что и самый
знаменитый четырехлепестковый храм стиля Вечного мира –
церковь Покрова в Филях, план
которой был повторен в Тешилове и надвратной церкви
Новоиерусалимского монастыря. Лепестки обычно были
полуциркульными, но иногда
они делались гранеными
(Зюзино, Сенницы). В исключительных случаях мы видим
крестообразный план с прямоугольными «рукавами» –
в Свиблове, уже на излете стиля.

Собор Воздвиженского (Крестовоздвиженского)
монастыря в Москве. 1701–1726
Собор Высоко-Петровского монастыря в Москве. Построен
в 1514 г., обновлен Нарышкиными в 1690
Еще одним источником
нового стиля были постройки
итальянских мастеров рубежа
XV–XVI вв. в самой Москве,
уже освоенные русской культурой, но таившие некоторые
декоративные и композиционные приемы, которые можно
было актуализировать в момент
прихода «второго ренессанса».
Речь идет о декоративных
раковинах Архангельского
собора, ставших признаком
царского заказа в целом ряде
построек Милославских
и Нарышкиных, а также о восьмилепестковом соборе Высоко-Петровского монастыря, сделавшемся образцом для целого
ряда храмов, среди которых
выделяется церковь в Перове.
Многолепестковые храмы позволили усложнить и обогатить
планы четырехлепестковых
храмов: в Дубровицах, Уборах
и Воздвиженском монастыре
каждый лепесток разделен
на три.

Церковь Знамения в Перове. 1690–1705
Церковь Тихвинская в Суходоле. 1704
Все эти варианты создавались для одной цели – возведения
центричного, ярусного,
высотного сооружения, часто
имеющего в интерьере помещенный на значительной
высоте балкон для владельца
усадьбы. Эти аристократические и изысканные памятники
по типу культуры, их породившей, и по характеру работы
с ордером и центрическими
композициями были
настоящими ренессансными
объектами, которые утверждали ценность личности
заказчика, ее уникальность,
изысканность и даже
современность и апеллировали
к классике, которой для России
была не античность, а голландско-польская интерпретация
классической традиции.
Пышный стиль, породивший
эти памятники в Москве
и Подмосковье, был результатом ошибок и провинциальных
подражаний, но сам по себе он
нисколько не ошибочен
и вполне оригинален. Не оценка
художественных достоинств
(которые были и остаются очень
высокими), а требования
соответствия современной
стилистике той же Голландии
(и Польши) привели к почти
мгновенному отказу аристократии от стиля Вечного мира
в конце 1690-х гг. и замене его
на другую стилевую систему.
<<вернуться
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
|