|
|
Школа
Владимир Седов
Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве
XII-MMIV - 14.11.2004
Церковь в Успения в Петрове-Дальнем
(не сохр.). 1687 (?)
Церковь Знаменская в Перове.
1690–1705
Государство в лице приказов-министерств создало не так
уж много: можно указать
на Монетный двор и Аптеку
на Красной площади. Во всей
полноте стиль подхватили
архиереи (можно назвать кафедральные соборы в Рязани
и Пскове), но они были
вынуждены применять его декоративно, буквально «одевая»
наличниками и колонками в
новом духе массивные объемы
пятиглавых шестистолпных
соборов. А ростовский митрополит Иоасаф создал свой вариант
стиля, в котором бесстолпные
четверики храмов декорировались отдельными узнаваемыми
деталями. В редких случаях
настоятели крупных монастырей при царском патронаже
тоже смогли организовать
строительство в новом стиле,
причем они были несколько
свободнее в выборе типов, и потому появившиеся там здания
были более органичны (можно
назвать Солотчинский и Новоиерусалимский монастыри).

Церковь Тихвинская в Суходоле. 1704
Собор Крестовоздвиженского монастыря
в Москве (не сохр.). 1701–1726
Купцы и другие слои населения Москвы и Замосковных
городов не смогли создать своего
варианта этого аристократического стиля. Поначалу по заказу
купечества было создано несколько оригинальных и ярких
версий традиционного к тому
времени бесстолпного пятиглавого храма, облеченного
в ренессансную декорацию
(церкви Никола Большой Крест
и Воскресения в Кадашах). Кроме этих опытов, восходящих
к Преображенской надвратной
церкви Новодевичьего монастыря, можно назвать еще очень
пышный храм Успения
на Покровке, в котором
завершение связано уже
с центрическими храмами.
В остальном купеческие и корпоративные постройки Москвы
и, скажем, Калуги представляют собой или некоторое
упрощение традиционного
типа, или такое же упрощение
усадебного типа «восьмерик
на четверике».

Троицкий собор в Пскове. 1689–1699
Успенский собор в Рязани. 1693–1699

Колокольня Новодевичьего монастыря
в Москве. 1690
Башня Новодевичьего монастыря
в Москве. 1680-е – 1690-е гг.

И. Неринг
Приходская церковь в Берлине
1695–1698
Стиль Вечного мира был,
как уже говорилось, стилем
аристократическим, а потому
в разборе особенностей его
памятников и их групп часто
большее значение имеет фигура
заказчика, а не мастера.
Заказчики использовали
группы мастеров, артели,
обладавшие неким своим
почерком, но не выдвинувшие
индивидуальных фигур.
Попытки ученых высветить фигуры мастеров нового стиля,
будь то Яков Бухвостов или
Осип Старцев, не привели
к сколько-нибудь ясным
результатам: они остаются
туманными фигурами, которые
или не имели индивидуального
почерка, или меняли его, или
вовсе были в большей степени
производителями работ, чем
архитекторами. Мастера в этот
период все еще оставались анонимными позднесредневековыми
фигурами, растворявшимися
в верхушке артели и зависящими как от нее, так и от вкусов
заказчика.
<<вернуться
далее>>
|
 |
Школа
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - объект
|
| | |
 | |
|
| | |
Школа - вещь
|
| | |
 | |
|
| | |
|