|
|
Школа
Владимир Седов
Аннинское барокко в Москве
V-MMII - 04.12.2002
При Петре II и Анне Иоанновне (1730–1740), вступившей на
престол в Москве, но правившей затем (с 1732) из Петербурга, старая
столица (а вместе с ней и провинция) стала оживать: в Москве появились
новые церкви, к старым прибавились колокольни в новом вкусе, выросли
палаты аристократии и купцов и государственные здания. В окружающих столицу подмосковных набирало силу строительство каменных
домов-дворцов и усадебных храмов. В этом обширном круге построек
выделяются памятники, принадлежащие к единому стилю, который
развивался в Петербурге и Москве и носит название барокко эпохи Анны
Иоанновны, или аннинское барокко. Жизнь этого стиля началась,
кажется, еще в правление Петра II, а продолжалась в Москве и провинции не только в период правления
императрицы Анны, но и в первое десятилетие царствования
Елизаветы Петровны.
Октагональные планы православных церквей
Слева. Церковь Николая в Полтеве. 1706–1707
Справа. Церковь Михея в Троице-Сергиевой Лавре.
1734
Слева. Церковь Воскресения в Барашах в Москве.
1733–1739
Справа. Церковь Николая в Черкутине. 1734
Слева. Церковь Знамения в Долматове. 1735
Справа. Церковь Иоанна Предтечи в Садках. 1741
Слева. Церковь Рождества Богородицы в Селевкине.
1740
Справа. Церковь Иоанна Богослова в Житенном монастыре в Осташкове.
1767–1768
Этот стиль в Москве получил свой, особый характер, резко отличающий его от петербургского аннинского барокко, которое создавали
вернувшиеся петровские пенсионеры Земцов и Коробов и еще не набравший пышности и великолепия
Растрелли. В Петербурге уже была своя, пусть и короткая, традиция:
петровская, западная, которую эти мастера продолжили и от которой
отталкивались. Продолжали и развивали стиль северного барокко,
а отталкивались от его строгости и простоты и стремились если не
к пышности, то к изяществу, но в рамках этого стиля. В Москве же,
несмотря на провал 1714–1727 годов, ощущалась традиция вековая,
которая диктовала определенную «оглядку» на раннепетровские
памятники («стиль Великого посольства»), а через них –
и на нарышкинский стиль. В результате московское аннинское
барокко оказывается часто менее последовательным, но более
экспериментирующим вариантом общего стиля. Кроме того, и по кругу
заказчиков аннинское барокко Петербурга и Москвы сильно
различалось: петербургская архитектура была в целом императорской,
или придворной, или регламентированной государством (читай –
императором), а московская архитектура была больше связана со
вкусами заказчиков (прежде всего – аристократии, но также и купечества) и взглядами безымянных
мастеров и известных архитекторов. Большая свобода выбора и присутствие традиции определили особый
характер московской архитектуры эпохи императрицы Анны и,
следовательно, характер архитектуры «тянущих» к Москве провинций.
Слева. Церковь Рождества Богородицы в Селевкине.
1740
Справа. Церковь Иоанна Предтечи в Садках. 1741
Слева. Церковь Воскресения в Барашах в Москве.
1733–1739
Справа. Церковь Михея в Троице-Сергиевой Лавре. 1734
<<вернуться далее>>
|
|
Архив
|
| | |
| |
|
| | |
|