приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002


Угол портика Голицынской больницы

Много заимствуется у Камерона: торговые здания Казакова похожи на «Образцовый дом» Камерона 1780-х гг.; композиция Петровского дворца, несмотря на неоготический стиль фасадов, кажется буквальным заимствованием палладианской схемы дворца в Павловске. Но больше можно было позаимствовать у Кваренги, который в 1780-е гг. уже развил в Петербурге простейшую палладианскую схему дома-храма с портиком на постаменте: коринфским (Ассигнационный банк,1783)или ионическим (Академия наук,1783).Что-то палладианское могло поступать и из Франции: коринфский портик в проекте музея Шереметева в Москве, присланном Клодом Эруа в 1791 г., очень похож на портики Казакова.


М.Ф.Казаков. Павловская больница. 
1802 –1807

Значит, Казаков мог брать отдельные формы и целые композиции нового для России стиля у Камерона, мог у Кваренги, но, скорее всего, все это бралось «из воздуха»: листались или покупались увражи, рассматривались гравюры, что-то выхватывалось из разговоров и печатных описаний. Такой вот заимствованный классицизм, без учителей, без школы, без теоретического обоснования. Казаков в этом смысле похож на многих российских архитекторов недавнего прошлого, с увлечением листавших западные журналы и «выуживавших» оттуда формы и методы. Но результат у Казакова был более серьезным: он сложил из обрывков свой стиль, где можно усмотреть отдельные «кражи»,но целое будет не похоже на Камерона и Кваренги, на английское палладианство или палладианство итальянское.


Дом Гагариных на Страстном бульваре. 
1786 – 1790-е гг.

Это своя манера, показывающая, что Казаков принадлежит к таким «нелитературным», не обеспеченным теорией архитектурным талантам, как Растрелли и Ухтомский, Шехтель и Лидваль. Этот стиль Казакова сложился как бы сразу, то ли в несуществующем доме купцов Калинина и Павлова в Китай-городе, то ли в дошедшем до нашего времени с незначительными переделками доме И.И.Демидова на Басманной (оба – конца 1780-х гг.).В последнем доме все уже устоялось: четкий абрис прямоугольного объема, нижний этаж которого трактован как постамент, слабо выступающий шестиколонный коринфский портик в середине уличного фасада, отдельные декоративные вставки, выдающие элегантностью и мягкостью свое французское происхождение (этот французский акцент палладианского декора тоже отличает стиль Казакова).

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   
 

18.03.2002 III-MMII
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве

   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна