|
|
Школа
Владимир Седов
Палладианская классика в Москве
III-MMII - 18.03.2002

Угол портика Голицынской больницы
Много заимствуется
у Камерона: торговые здания
Казакова похожи на «Образцовый
дом» Камерона 1780-х гг.; композиция Петровского дворца,
несмотря
на неоготический стиль фасадов,
кажется буквальным заимствованием палладианской схемы дворца в
Павловске. Но больше можно было
позаимствовать у Кваренги, который
в 1780-е гг. уже развил в Петербурге
простейшую палладианскую схему
дома-храма с портиком на постаменте: коринфским (Ассигнационный
банк,1783)или ионическим (Академия наук,1783).Что-то палладианское могло поступать и из Франции:
коринфский портик в проекте музея
Шереметева в Москве, присланном
Клодом Эруа в 1791 г., очень похож
на портики Казакова.

М.Ф.Казаков. Павловская больница.
1802 –1807
Значит, Казаков мог брать
отдельные формы и целые композиции нового для России стиля у
Камерона, мог у Кваренги, но, скорее
всего, все это бралось «из воздуха»:
листались или покупались увражи,
рассматривались гравюры, что-то
выхватывалось из разговоров и
печатных описаний. Такой вот
заимствованный классицизм, без
учителей, без школы, без теоретического обоснования.
Казаков в этом
смысле похож на многих российских
архитекторов недавнего прошлого,
с увлечением листавших западные
журналы и «выуживавших» оттуда
формы и методы. Но результат
у Казакова был более серьезным:
он сложил из обрывков свой стиль,
где можно усмотреть отдельные
«кражи»,но целое будет не похоже
на Камерона и Кваренги, на английское палладианство или палладианство итальянское.

Дом Гагариных на Страстном бульваре.
1786 – 1790-е гг.
Это своя манера,
показывающая, что Казаков принадлежит к таким «нелитературным»,
не обеспеченным теорией архитектурным талантам,
как Растрелли
и Ухтомский, Шехтель и Лидваль.
Этот стиль Казакова сложился
как бы сразу, то ли в несуществующем доме купцов Калинина и Павлова в Китай-городе,
то ли в дошедшем
до нашего времени с незначительными переделками доме И.И.Демидова
на Басманной (оба – конца 1780-х
гг.).В последнем доме все уже
устоялось: четкий абрис прямоугольного объема,
нижний этаж которого
трактован как постамент, слабо
выступающий шестиколонный
коринфский портик в середине
уличного фасада, отдельные декоративные вставки,
выдающие элегантностью и мягкостью свое французское происхождение (этот французский акцент палладианского декора
тоже отличает стиль Казакова).
<<вернуться далее>>
|
 |
Архив
|
| | |
 | |
|
| | |
|