приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Школа

Владимир Седов
Неоклассицизм начала XX века в Москве
XVII-MMVI - 20.03.2006

И. И. Рерберг, М. М. Перетяткович, В. К. Олтаржевский
Дом Северного страхового общества. 1909–1911
Ильинка, 23

Наиболее самостоятельным, наиболее московским по духу и, наиболее оригинальным по формам и способу их сложения был все же неоампир. В духе этого отчетливо московского направления и в условиях явного соперничества с созданным Лазаревым особняком Миндовского Б. М. Великовским и А. Н. Милюковым был выстроен великолепный особняк В. Н. Грибова (1909, Хлебный пер., 15). Здесь гипертрофированный ампир, изысканный в деталях и мясистый, телесный в пропорциях, обыгрывается на фоне сложной, непредставимой в эпоху самого ампира объемной композиции – с несколькими осями симметриии, со смещенными акцентами и ощутимым «обходным» движением. В результате в переулке близ Поварской, в аристократическом районе возникает зримый образ новой аристократичности – продолжающей послепожарный ампир и «прихватывающей» современность модерна.

А. Н. Милюков, Б. М. Великовский
Доходный дом И. Е. Кузнецова
Мясницкая, 15

Но это смешение стиля и новой композиции довольно быстро прекратилось и сменилось движением в сторону чистоты стиля, то есть в сторону комплексной стилизации. Это движение ощутимо у В. Д. Адамовича, который сначала создал еще очень «модерновый» по трактовке декора и композиции особняк (1911–1912, 5-й Котельнический пер., 9), а затем «погрузился» в подробную стилизацию ампира в особняке Второва (совместно с В. М. Маятом. 1913–1914, Спасопесковская площадка, 10). В этом продуманном и, без сомнения, лирически осмысленном здании присутствует уже эффект «обманки» – когда только профессионал может отличить стилизацию от подлинного памятника эпохи. Такой же эффект производит миниатюрный особняк Абрикосовых, необычайно изящно «смоделированный» С. Е. Чернышевым (1914–1916, Остоженка, 51).

В. В. Шервуд, И. А. Герман, А. Е. Сергеев
Доходные дома Варварского общества домовладельцев «Соляной двор». 1909–1915
Солянка, 1

Это же движение в сторону комплексной стилизации ампира, в принципе родственное движению Жолтовского, но на другом материале, отразилось и на фасадах доходных домов (А. Н. Милюков, Б. М. Великовский. Доходный дом И. Е. Кузнецова. 1912, Мясницкая, 15), и в гостиницах (В. А. Величкин. «Савой». 1912. Рождественка, 3), и в больницах (А. Ф. Мейснер. Клиническое отделение 2-ой городской больницы. 1912–1913, Ленинский пр-т, 17). Одним из наиболее выразительных примеров этого направления следует признать построенную И. И. Рербергом гимназию (1912, Б. Казенный, 9) с подчеркнутым «жилярдиевским» дорическим портиком.

А. Э. Эрихсон
Контора и склад издательства И. Д. Сытина. 1913
Маросейка, 7

Все это интеллектуальное и художественное движение не прекратилось и в годы Мировой войны, но накануне и во время войны к неоренессансу и неоампиру добавился «неонарышкинский» стиль. Никаких зримых следов чего-то другого, какого-то протеста против стилизации мы не найдем, и даже молодой К. С. Мельников делает корпус завода АМО в стиле грубоватого неоампира (1916). И только в интерьере мастерских, спроектированных А. В. Кузнецовым в стиле неоренессанс для Строгановского училища (1913–1915, Рождественка, 11) мы обнаружим бетонные дорические колонны такой простоты и схематичности, что становится ясно, что где-то рядом с неоампиром притаились ростки новой архитектуры, архитектурного авангарда. Но до 1917 года на поверхность эти ростки не показывались.

И. И. Рерберг
Гимназия. 1912
Б. Казенный пер., 9

Р. И. Клейн
Кинотеатр «Колизей». 1912–1914
Чистопрудный б-р, 17

И. С. Кузнецов
«Деловой двор». 1911–1913
Пл. Варварских ворот, 2/5

И. И. Рерберг при участии В. К. Олтаржевского, инженер В. Г. Шухов
Брянский (ныне Киевский) вокзал. 1912–1917

И. А. Иванов-Шиц
Государственная сберегательная касса. 1914–1920
Рахмановский пер., 1/24

<<вернуться

вверх

 Школа

   
20.03.2006 - XVII-MMVI
Владимир Седов
Неоклассицизм начала XX века в Москве
   

 Архив раздела

    
XXIX-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    
XVIII-MMVI
    
XVII-MMVI
    
XV/XVI-MMV
    
XIV-MMV
    
XIII-MMV
    
XII-MMIV
    
XI-MMIV
    
IX-MMIII
    
VIII-MMIII
    
VII-MMIII
    
VI-MMIII
    
V-MMII
    
IV-MMII
    
III-MMII
    
 

II-MMI

    
 

I-MMI

    

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна