|
|
Культура
Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея
IV-MMII - 12.09.2002
Два мира – два Шапиро
В чем же суть порока нашей ландшафтной архитектуры? Мне кажется, просто в том,
что рынок этого дела в начальной стадии развития. Это как финансовый рынок эпохи
«МММ» и «Властилины», где норма прибыли мерялась сотнями процентов. Это как
галстуки по 300 долларов, предназначавшиеся году в 90-м для бандитских шальных
денег, как кускус с черной икрой в ресторане
«Какаду». Клиенты богатые и их мало, вкусы не сформированы. Побеждает тот, кому
удастся заполучить дремучего нувориша, а тонкие художественные натуры этого
делать не умеют. Поскольку, как в медицине или политике, в ландшафтной архитектуре
разбираются все – Хессайона же все читали, –
то хозяин диктует свои дикие представления архитектору, а не доверяет ему. Есть
редчайшие исключения, но не они определяют варварскую обыденность новой русской
дачи. Ландшафтные архитекторы никак не связаны с агрономами, плантации растений
не закладывают, а возят все фурами из Голландии и Германии. Отсюда и вымерзание
импортных экзотов, и азиатски высокие цены на все более или менее приличное. Пошлины
на растения просто атомные – 30-летний рододендрон в Риге стоит 500 долларов,
а у нас 2000. Сообщество ландшафтных архитекторов разрознено и разнородно
– тон в нем задают выходцы из Мосзеленстроя,
которые приличествующую ботанику латынь вовсе игнорируют и до сих пор называют
хвойные растения «хвойниками». Сколько лет должно пройти, чтоб рынок раскочегарился? Судя по аналогичным процессам в
других сферах услуг, не менее пяти, но цифру можно помножить на два, потому что дерево –
не кирпич, его вырастить надо, и ландшафт приличный делается гораздо дольше, чем
строится дом. Но «наши» уже стали читать правильные
журналы, Хессайона постепенно меняют на Теренса Конрана (Terence Conran, «The essential
garden book») и ездят на выставку в Челси – английские садовые олимпийские
игры.

Сад «The Observatory» (я бы перевел как «Созерцальня»). Дизайнеры
Philip Brown и Martin Lonsdale (Великобритания). «Английским» этот
сад не назовешь. Авторы тоже стремятся порвать
с традиционным садовым дизайном. Они считают,
что мы потеряли в нашем быстром мире способность
остановиться и всмотреться... Павильон из туго натянутой на каркас белой
ткани ориентирован точно с юга на север. В стенах –
окошки-окуляры. Придя сюда утром, можно разглядывать миниатюрные
картинки восточной половины сада сквозь холодные синие и зеленые стеклышки, а придя вечером –
увидеть закат сквозь теплые красные и желтые

Из всего, что там бывает, по моему глубокому убеждению, русской всемирной
отзывчивости ближе и понятнее то, что делает
одна из звезд английской ландшафтной архитектуры Арабелла Леннокс-Бойд,
итальянка, постоянно скрещивающая буйство Средиземноморья с британским
hi-tech (www.arabellalennoxboyd.com – тут можно посмотреть ее работы). Посмотрим на
две из них. Модельный сад в Челси 1998 года – Гран-при. Акриловая структура в центре
стерильной лужайки отражается в мертвенном прямоугольном водоеме. Чистая
идея, падение дома Ашеров. Лишь присмотревшись к идеально ровной акриловой плите,
понимаешь, что это фонтан, и тонкость его в том, что плита выточена с точностью до
микронов и пленка воды, которая обтекает стелу, толщиной всего в пару миллиметров.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|