приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Сергей Агеев
От Композиции №224 к Пантеону
XXIX-MMIX - 16.12.2009

Рим II

Мысль, что архитектурные планы красивы и могут стать темой, отчаянно не нова. Диапазон от римского Мраморного плана и Пиранези до современных образцов map painting. Броские картины Якоб Кнапп, безусловно, современны и в то же время неизбежно вызывают в памяти то живописные планы эпохи Возрождения, то проектную графику классицизма, что-то из Шинкеля или фантазий Джозефа Гэнди.

Якоб Кнапп. Во время монтажа экспозиции в галерее «Rathaus» г. Варен (Германия)

В отличие от типичных представителей map painting художницу интересует невербальный язык плана, она практически не работает с текстами, графиками, диаграммами и другими псевдонаучными элементами. Не скатывается она и в другую «современную» крайность – планы не превращаются в абстрактные коврики или скопление многозначительно смазанных цветовых пятен. Форма просматривается достаточно ясно. Автор проявляет себя лишь в характере почерка, мазка. Городской текст читается легко, и читать его интересно. Сказывается архитектурное образование МАрхИ, с его повышенным вниманием к красоте плана.

Флоренция I

Но решающую роль сыграла архитектурная работа в рамках средового подхода. Первый живописный план появился в проектной графике магистерской работы, выполненной под руководством Александра Скокана. Понимание важности парцелляции и планировки в формировании образа города, в сохранении и воспроизведении его структуры, безусловно, лежит в основе творчества Якоб Кнапп. Работа по реконструкции районов исторического города учит очищать план от «мусора и грязи», но не упрощать, не «спрямлять» нюансы исторической застройки, сохранять своеобразие места.

Вавилон
Далила
Лестница Иакова
Новый Иерусалим

Отсюда один шаг до понимания, что план может рассказать историю, выразить своим рисунком эмоции и смыслы, личные и всеобщие. Так, вероятно, появилась серия картин на библейские сюжеты, где фоном служат планы городов, в которых художница жила. Естественно и появление огромных красных полотнищ в декорациях к опере «Кармен». План Севильи и карта горного ландшафта служат задником для оперных страстей, благо и костюмы, и реквизит выполнены по эскизам художницы, так, что зритель оказывается захвачен единым живописным действом.

Российская архитектурная школа, одна из немногих сохранившая традиции École des Beaux-Arts, позволяет Якоб Кнапп свободно участвовать в реставрации домов в Аугсбурге, проектировании банков с «Арт-бля» в Москве, делать сценографию для опер и балетов в Кельне и Гааге. Очевидно влияние этой школы и на живопись художницы.

Прямой источник техники Якоб Кнапп – архитектурная отмывка, даром что «слезу» заменил современный акрил. Краски накладываются тонкими прозрачными слоями, цвет набирает свою силу постепенно. При условной монохромности большинства «красных» или «синих» работ палитра весьма сложна. Надо отметить, что художница никогда не работает фабричными красками. Как в отмывке, письму предшествует тонкий процесс составления раствора из пигментов, закупаемых художницей везде, где она бывает, и связующего. Особый «пламенеющий» эффект (трудно передаваемый репродукцией) достигается чередованием холодных и теплых лессировочных слоев. Каждая картина пишется долго, впитывая время и воспоминания о посещении Рима, Афин или острова Делос. Иногда слои краски буквально воспроизводят культурные слои, но благодаря их прозрачности мы можем увидеть на афинском Акрополе не только Парфенон, но и его предшественников.

Выставка «Прозрачность цвета» в оранжерее г. Путбус (Германия).
«Красный» зал
«Синий» зал
Эскиз – «идея выставки»

Цвето-тоновое построение картин выявляет структуру объекта (города или храмового комплекса), его силовые линии и узлы. Первостепенную роль здесь играет противостояние мелкоразмерной «клетчатки» рядовой застройки или ландшафта и общественных пространств – площадей и храмов. Так, в серии картин на основе плана Рима Джамбаттиста Нолли 1748 года естественными акцентами становятся Пьяцца Навона, Монте-Читорио, Пантеон. Вскрытые планы дают возможность увидеть настоящую структуру сакральных «пустот», оценить соотношение органики частных домов и упорядоченного мира храмов и театров.

Эта, так ясно выявленная оппозиция не случайна для творчества художницы. В последнее время Якоб Кнапп превращает пространство своих выставок в тотальные инсталляции, либо выявляя красоту изначального архитектурного замысла, расчищая с боем залы от мусора музейного быта, как в классицистической оранжерее города Путбус, либо создавая жесткие симметричные композиции, как в световой инсталляции «Границы рая» (Paradiesprojekt, Берлин; Kunsthalle, Эмден, Германия).

Фрагмент экспозиции.
На стене проектный план «Ревитализация территории, прилегающей к Новоспасскому монастырю и Крутицкому подворью»

Особый случай – выставка в галерее «Rathaus» (Варен, Германия). Здесь достаточно случайное пространство залов преображено белым полом из гофрокартона, на который в коллажной технике был нанесен план римских форумов. Зритель, ступая на белый пол, терялся. Вдруг оказавшись в этом чистом мире идей, он мог не стесняясь наслаждаться красотой «красных» холстов с планами Акрополя и Флоренции.

Говоря о силовых линиях и узлах, мире идей, мы невольно обращаемся к опыту абстрактной живописи ХХ века – Кандинского, Клее, Ротко. На полках в мастерской художницы мы без труда найдем их толстые теоретические послания. Статика и динамика, экспрессия цвета и мазка, все это не случайно присутствует в коде живописи Якоб Кнапп. Однако вектор ее развития обратный. От любования красотой чистого цвета, хаосом пятен и линий к истории, человеческому масштабу дома, улицы и, наконец, красоте упорядоченного пространства храма.

вверх

 Архив

     

16.12.2009 XXIX-MMIX
Сергей Агеев
От Композиции №224 к Пантеону

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна