|
|
Культура
Ирина Кулик
Сказка об утраченном времени
и украденном пространстве
Валерий Кошляков
IX-MMIII - 04.01.2004
Фрагмент экспозиции
в российском павильоне
на Пятидесятой биеннале
в Венеции.
Проект «Возвращение
художника»
Четыре номера нашего журнала были украшены обложками Валерия Кошлякова.
Мы сами придумали это правило – четыре
обложки одного художника, и потом –
новый. Теперь даже жалко, больше
обложек не будет, остается только повод
задуматься о том, что это было. О творчестве Валерия Кошлякова – Ирина Кулик

Сергей Братков.
Валерий Кошляков в своей
мастерской (из серии
«Тондо»)
К произведениям Валерия Кошлякова так
и липнет определение «Утопия». Утопическими кажутся не только нарисованные
на гофрокартоне величавые руины (то ли
античные, то ли сталинские), но и
вырезанные и склеенные из того же
картона «иконосы» – воспроизведение в
трех измерениях причудливых городков и
горок с иконописи, и даже, казалось бы,
напрочь лишенные всяческой элегичности
«картины», выклеенные из скотча. Как бы
ни менял художник сюжеты и технику
своих работ, они по-прежнему остаются
утопиями: эти произведения действительно не укоренены в каком-либо реальном
месте. Речь идет даже не об откровенной
сказочности кошляковских архитектурных фантазий, но об ускользающей,
заведомо невозможной локализации той
точки, в которой или, точнее, из которой
осуществляются его произведения.


Эскизы к оформлению
экспозиции в российском
павильоне на Пятидесятой
биеннале в Венеции
Архитектура утопических империй,
которую сочиняет Кошляков, больше
всего впечатляет в эскизах или в руинах.
Еще главный архитектор Третьего рейха
Арнольд Шпеер предлагал проектировать
здания с тем расчетом, чтобы величественными выглядели даже их развалины.
Кошляковскую живопись по гофрокартону хочется определить через заведомый
оксюморон: «эскизы руин». Античные
колоннады, ренессансные купола и виллы
или сталинские высотки увидены из некоего невозможного времени. Они словно бы
еще не существуют и возникают лишь как
видение далекого будущего. Но в то же
время они предстают уже в виде развалин,
которые были древними еще в незапамятные времена.
Эскиз или чертеж – жанры поневоле
футуристические. Они непререкаемо
направлены в будущее, в котором эскиз
станет картиной, а чертеж реализуется в
строении или механизме. Романтические
пейзажи с руинами в духе Гюбера Робера, с которыми аллюзивно связана живопись
Кошлякова, напротив, не столько отсылают в прошлое, сколько исподволь его
отменяют: у этих руин никогда не было
того времени, в котором они были завершенным и действующим строением.
В «эскизах руин» Валерия Кошлякова
наслаиваются друг на друга и взаимоаннигилируются гипотетическое будущее
и мнимое прошлое.
Но и само настоящее время оказывается обманкой. Архитектурные миражи,
писанные по картону, с проступающими
сквозь прозрачный красочный слой
такелажными знаками и грубыми ребристыми разрывами, напоминают увиденные
с недопустимо близкого расстояния театральные декорации. (В начале своей
карьеры Кошляков действительно работал
декоратором в Театре музыкальной комедии Ростова-на-Дону). Эти полуразорванные, мятые картонки с нанесенными
на них элегическими видами даже нельзя
назвать изнанкой декораций. У них просто
нет подобающего добросовестно-бесстыдной обманке «лица».
Работы Кошлякова – это своего рода
антитеза Кристо. Западный классик современного искусства упаковывал реальные
архитектурные памятники. Кошляков же
делает упаковку единственной поверхностью призрачного явления соборов,
палаццо и монументов, словно бы уже
исчезнувших из реального мира, а вернее,
никогда ему не принадлежавших.
Излюбленные Кошляковым упаковочные
материалы отсылают к переездам. Некогда
величественные города опустели, оставшись лишь тенями на картоне, в которые
упаковали свой скарб покидающие их
жители. Правда, этой упаковке, к которой
навек прилипли очертания брошенных
империй, вроде бы нечего скрывать.
Внутри картонок может находиться только пустота, вакуум того самого невозможного момента, из которого можно ностальгически созерцать руины будущего.
далее>>
|
 |
|