приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма
XI-MMIV - 30.07.2004

 

Кадр из фильма «Андалузский пес», 1929
Авторы Луис Бунюэль, Сальвадор Дали

Среди многообразных авангардов первой половины прошлого столетия сюрреализм кажется едва ли не самым консервативным движением. Вспомните расположенные в хронологическом порядке залы любого музея искусства ХХ века. После всевозможных супрематизмов и дадаизмов, коллажей, контррельефов и редимейдов оправленные в золотые рамы анахронично виртуозные живописные полотна Сальвадора Дали или написанные с якобы малярским простодушием картины Рене Магритта выглядят не «сюрреалистической революцией», но академической контрреволюцией. Реакционным сюрреализм в свое время называл классик художественной критики и апологет послевоенной абстракции Клемент Гринберг. Еще бы – сюрреалисты вернули в живопись сюжет, в то время как усилия их предшественников и современников – Сезанна, Пикассо, Мондриана или Кандинского – были направлены на то, чтобы покончить со всяческой изобразительностью во имя изучения самих законов, по которым существует картина и живопись. Даже общепринятой эмблемой сюрреализма предстает глаз – орган, незаменимый для художника, по старинке доверчиво переносящего на полотно реальность, доступную взгляду.

Впрочем, обошлись сюрреалисты с этим органом изуверски. Чуть ли не самый известный глаз сюрреализма – это рассеченное бритвой, вытекшее око в начале фильма «Андалузский пес». Придумавший этот образ Сальвадор Дали не отказал себе в удовольствии вернуться к этой членовредительской процедуре в сцене сновидения, которую он сочинил для психоаналитического триллера Альфреда Хичкока «Завороженный». Там гигантские ножницы разрезают изрисованный глазами занавес. Собственно сновидение, подлежащее толкованию и содержащее значимые для сюжета элементы, открывается за занавесом. Но чтобы увидеть этот онирический ландшафт, нужно выколоть глаза – или хотя бы закрыть их. Редко кому удается видеть сны с открытыми глазами. Да и слово «видеть» по отношению к столь важному для сюрреализма сновидческому опыту все же является условной фигурой речи.

Мегре, Сюзанна Мюзар, Жорж Садуль
Cadavre exquis. 1929

Сюрреализм придумал немало практик создания визуальных произведений с закрытыми глазами. Андре Бретон в своем «Манифесте сюрреализма» описывает, например, не только пресловутое автоматическое письмо, но и автоматическое рисование. «Снабженный карандашом и белым листом, я с легкостью мог следовать их (видений) очертаниям. Речь шла не о том, чтобы рисовать, но о том, чтобы калькировать. Я углублялся в лабиринт линий, который, по видимости, ни к чему не вел. И, открывая глаза, я испытывал очень сильное ощущение «никогда не виданного» (jamais vu)». Разумеется, в опыте калькирования «никогда не виданного» глаз не нужен – автоматический рисунок совершается с закрытыми веками.

На рисовании или письме вслепую отчасти строится и любимая сюрреалистами игра в «изысканный труп» – своего рода буриме, где каждый игрок должен продолжить невидимый для него текст или рисунок, сделанный предыдущим участником игры. Глаз устраняется в знаменитых фотографических опытах Ман Рэя. Ибо что такое рэйограммы, как не фотографии, сделанные без посредства глаза, но на ощупь, через соприкосновение предмета и фотобумаги. Сходным образом функционирует и введенная в сюрреалистическое искусство Максом Эрнстом техника фроттажа. Вместо глаза, отслеживающего возникающие на листе образы, появляется рука, уже не срисовывающая – натуру или же картины, порождаемые воображением художника – но калькирующая при закрытых глазах, автоматически заставляющая проявиться на бумаге рельеф скрытого за ней предмета.

Сам лист бумаги обретает, таким образом, двойную функцию. Прежде чем стать местом проявления и появления изображения, предстающего перед взглядом зрителя, он оказывается покровом, скрывающим некий предмет – тем самым занавесом с ненужными глазами. Что же до скрытых за ним таинственных вещей, то их форму призвана обнаружить и проявить на ощупь скользящая по листу рука. В сущности, именно рука, а не глаз, является подлинным рабочим органом сюрреалистического художника (и практикующего автоматическое письмо писателя). Эта рука – автономная, отсеченная от тела, возникает в сюрреалистических текстах, фильмах или живописи даже чаще, чем глаз. Можно вспомнить отрубленную руку, фигурирующую в том же «Андалузском псе», или рисунок Ман Рэя, на котором гигантская рука вписана в горный пейзаж. Она выползает из-за поворота дороги-серпантина и кажется принадлежащей великану-слепцу, ощупывающему ландшафт, подобно лицу невидимого собеседника.

далее>>

вверх

 Архив

     

30.07.2004 XI-MMIV
Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна