|
|
Культура
Михаил Пророков
Pyzhik в тумане
VII-MMIII - 30.06.2003
Странная все-таки модель виртуального мира –
дебаркадер с туманом. Так и кажется, что авторы
начитались Лермонтова:
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил.
Посетители этого остроумного аттракциона,
осматривая его изнутри, правда, никакого хора и
строя не обнаружат. Хотя светиться со временем
будут: не исключены, стало быть, в этом космосе
и красные карлики, и белые или голубые гиганты.
Все, впрочем, в рыбацко-геологоразведочной униформе: виртуальный мир, как выяснилось, место
промозглое. Тут уже впору вспомнить «мокрый
космос» Иосифа Бродского. В этом случае плащи
можно уподобить презервативам, возможность же
встречи с другими блуждающими огоньками представляется специальной усладой для
поклонников свального греха и прочих форм гиперколлективизма.
Вышучивать все это можно долго. Но ведь авторы данной действующей модели виртуального
мира, вполне вероятно, и не претендовали на создание «художественной (она же виртуальная)
реальности»; их целью была реализация (пусть
художественная, условная) виртуальности. Это
штука посильнее, чем роман «Роман», фильм «Фильм, фильм, фильм...» или даже никем почему-то еще не предпринятая инсценировка аристотелевского трактата «О природе искусства». Архитектура,
в отличие от литературы, кино и театра, именно что
создает реальные вещи. И человек, попадая в «Облако», начинает ощущать себя такой кикиморой
болотной, таким бойцом невидимого фронта, таким
живчиком в иллюминированной резинке не потому,
что авторам так вот заблагорассудилось, а потому,
что таковы реальные свойства виртуального мира –
в той мере, в какой архитекторам удалось их воспроизвести.
Постойте – но ведь виртуальный и означает
«условный», «воображаемый», «мнимый», короче,
реально не существующий? О каких его реальных
свойствах может вообще идти речь? А вот о каких.
Место
Виртуальный мир как-то локализован в пространстве; иначе говоря, это один из миров, а не морок, не
сумма слуховых, зрительных и тактильных галлюцинаций, не наркотический транс (хотя и там нередки
термины со значением перемещения в пространстве –
тот же «трип», к примеру). Короче, это иное место,
а не измененное состояние сознания. Последнее в
лучшем случае может служить способом перехода.

Хотя, как правило, способом служит все-таки
не оно. Чаще используется обычный городской
транспорт (скажем, автобус – в «Расторжении брака»
К.С.Льюиса, трамвай – в «Лабиринтах Ехо» Макса
Фрая; поезд может не только доставлять героя из
мира реального в мир нереальный, но и сам служить
ареной для сверхъестественного и чудесного).
Еще чаще – морские суда (хорошо подходят также
кораблекрушения, когда человек вверяется воле
волн), прогулки по лесу, экскурсии по пещерам.
Еще чаще – космические путешествия. Отмечены
единичные случаи использования ураганов («Волшебник изумрудного города» А.Волкова, на
Западе более известный как «Волшебник из страны
Оз» Ф.Баума), предметов домашнего интерьера («Лев, колдунья и платяной шкаф» того же Льюиса);
даже книга может оказаться окном в иной мир –
этот прием применяет М.Энде в своей «Бесконечной
истории».
Попадая в это иное пространство, герой немедленно замечает принципиально иное качество
окружающей его реальности (виртуальности): в этом
мире животные могут разговаривать, там живут
колдуны и волшебники, зло и добро четко распределяются по разным лагерям. Можно было бы
сказать, что он попадает в мир волшебной сказки,
мир магии, о котором мы уже вели речь в V выпуске
журнала «Проект Классика». Однако это справедливо лишь пока это место остается целиком и
полностью достоянием человеческого воображения и
называется «тридесятым царством», «за горами, за
долами», «лучшим» или «иным миром», страной Оз,
Нарнией, Средиземьем, Островами Блаженных, параллельной реальностью или удаленной планетой.
Когда оно начинает называться виртуальным
миром, свойства его меняются. Или становятся более
определенными. Способ перемещения – включение
бытового электрического прибора и ряд манипуляций с оным – более всего напоминает известный из
фантастики и прежде всего из компьютерных игр
метод под названием «телепортация»: человек только
что сидел на месте, затем сказал что-то (или поднес к
некоему замку некий ключ, или начертал знак в
воздухе) – и вот он уже черт его знает где, безо всяких
усилий, блужданий, странствий, в общем, без намека
на путь. Если быть совсем точным, блуждания все же
имеют место но лишь по алгоритму «прочел – выбрал
– прочел еще – выбрал снова» и т.д.; если в волшебной сказке чтение состоящего из трех пунктов
«меню» типа «направо пойдешь – коня потеряешь...»
является событием однократным, то в виртуальном
мире такие ситуации повторяются регулярно. Правда, в отличие от сказки здесь почти всегда
возможен возврат – даже там, где неверный шаг
грозит путешественнику (в данном случае – персонажу компьютерной игры) гибелью; в этом смысле
появление в современном кино («Беги, Лола, беги»
Р.Тыквера, «Забавные игры» М.Хайнеке) приемов,
связанных с «отмоткой пленки назад», можно счесть
несомненной данью законам виртуального мира.
далее>>
|
 |
|