приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Михаил Пророков
Pyzhik в тумане
VII-MMIII - 30.06.2003

Люди с более образным и конкретным мышлением, возможно, уподобят движение по виртуальному миру не телепортации, а начинающемуся с какого-нибудь условного знака (обычно – двойной щелчок) волнистого скольжения по пространствам; недаром в англоязычном интернете установилось обыкновение называть виртуальных странников серферами (от surf – бурун, прибой; отсюда – серфинг). Но это обозначение будет верным лишь для тех, кто и вправду, пройдя первые окно-два, сворачивает во Всемирную паутину. Именно на этой развилке стоит тот указатель, который отмечает главную разделяющую виртуальный мир границу: направо пойдешь – серфером станешь, налево – геймером. Первый обречен бродить от окна к окну, проваливаться (главный вектор интернет-движения – вниз, от начала к концу страницы; обратный, привычный для книжного читателя ход – направо и вверх, к первой строке страницы соседней, в эту схему не заложен) во все новые и новые сайты, обходить ловушки потайных баннеров и гасить в зародыше восстания всплывающих окон.

Второму предназначен набор локаций, соответствующий определенному числу квестов, сценариев или миссий; баннеры ему не страшны, опасность для него представляют глюки и баги, вместо всплывания ненужных окон ему грозит вылет в одно и то же окно – окно desktop, то самое, где живут главные Windows и которое на фоне завораживающей виртуальности игры кажется невыносимо близким к реальности. О едином пространстве игры говорить представляется затруднительным: у каждого жанра здесь, как у каждого мгновенья – свой резон, свои колокола и т.п.: стратеги ползают по ожившей карте, принимающей нередко форму цилиндра (свитка со склеенными краями), квестоманы и ролевики следят сверху и немного сбоку за похождениями приземистых широкоплечих фигурок по забавным макетам подземелий, военных баз или кварталов футуристических городов; перед глазами ошалелых любителей шутеров, слэшеров, экшенов и т.п. взмывают, падают, уходят влево и вправо стены мрачных коридоров, зыбко подергивающихся при виде не исчезающей с экрана мушки шотгана или зажавшей тесак руки. «Приближенность к привычной человеческому глазу картине реального мира» трехмерной графики этих игр вызывает совершенно особые резь в глазах и свербеж в затылке: замедленно-плавные, с подплыванием и смещением фрагментов изображения скачки коридоров вокруг тебя заставляют то вспоминать первое подростковое алкогольное отравление, то воображать себя мучающимся от желтой лихорадки узником, перевозимым в трюме застигнутой десятибалльным штормом старой калоши. А ведь есть еще симуляторы, аркады, туча всякого рода «тетрисов»...

И тем не менее лично моим – одним из самых ранних и лучше всего отпечатавшимся в памяти – образом виртуального мира остается стартовая картинка игры Civilization, классики стратегического жанра. Никакой карты там еще нет; есть черный экран, посреди которого – маленький светлый квадратик; в его центре – смешная то ли марочка, то ли мордочка, то ли шляпка (повозка, вид спереди, как выяснилось впоследствии); кругом нее – враждебная, сулящая беды тьма (fog of war – «туман войны», исчезающий там, куда ты сходил, и остающийся там, где твоя нога еще не ступала). Ты можешь двинуться на клеточку вправо или влево, тогда светлое пятно станет побольше. Можешь сразу поставить город – квадратик изменится, вместо мордочки там появится единичка, рядом с ней – название: Москва, Лондон, Рим, Усть-Сысольск, МГУ, Китеж. Город не может двигаться, неспособен сам себя защитить; он будет так светиться посреди тьмы, и каждый раз, нажимая на «конец хода», ты будешь с замирающим сердцем ждать, что сейчас из темноты появится кто-то, беспощадный и бессмысленный, и уничтожит все твои будущие башни, храмы, заводы и ракетные станции, пока сводящиеся к нескольким десяткам шалашиков... А потом вдруг в городе появляется человечек. Ты даешь ему приказ идти – и он идет. И тьма расступается перед ним.

Люди

Свойства виртуального пространства можно было бы описывать еще долго, но что-то этому мешает: возможно, ощущение, что многим, по крайней мере людям со стороны, все его особенности могут показаться не столько чертами современной инкарнации Островов Блаженства или Утопии, сколько характеристиками еще одного варианта Страны Невыученных Уроков, той самой, где живут полтора землекопа и корова, названная на уроке зоологии плотоядной, которая, ощерив пасть, гоняется за несчастными двоечниками. Другими словами, многие признаки этого мира можно счесть реализацией определенных общеязыковых метафор, таких как «проблема выбора», «момент истины», «взгляд с высоты птичьего полета» или «туман неизвестности». Мир, который не богаче наших представлений о нем, не может быть истинным миром – будь Лао-цзы жив, он бы обязательно что-нибудь этакое сформулировал.

Люди, населяющие этот мир, тоже, надо сказать, неспособны до конца развеять подобное впечатление. Они состоят из пикселей или полигонов, они, как уже было сказано, приземисты и коротконоги или, наоборот, зыбко-вытянуты и так и норовят разлететься – как только дернется мушка твоего шотгана – на клочья давленой клюквы; ты либо стреляешь в них, либо управляешь ими, либо их игнорируешь, либо – в крайнем случае – норовишь получить от них информацию, причем диалог между вами тоже организован по принципу развилок и тоже отличается от реального тем, что почти отовсюду можно вернуться и задать тот вопрос, который в предыдущий раз пропустил. Либо же – если ты не геймер, а серфер – они, как правило, вообще не имеют лиц и фигур, состоят из строчек, возникающих на экране и более всего озабочены собственной идентичностью.
alik: Я не согласен с тем, что это только чайникам интересно. Я вот уже четыре года в сети, а мне это интересно.
gavrik: Я сказал: ‘чайникам или бабам’.
Алик, а ты, случайно, не баба?
alik: Я-то не баба, а вот ты, по-моему, из тех уродов, которые 24 часа сидят за компом, считают, что они круче всех, а сами даже ширинку не могут застегнуть и забыли, чем баба от мужика отличается.
yurik: Оба вы лохи.
tolik: Гаврик, Алик, не ссорьтесь. Оба вы не бабы, не маньяки и не чайники, а обычные халявщики, насколько я могу судить. А вот Юрик, по-моему, голубой.

<<вернуться        далее>>

вверх

 Архив

     

30.06.2003 VII-MMIII
Михаил Пророков
Pyzhik в тумане

     

30.06.2003 VII-MMIII
Ирина Кулик
Введение в историю искусства
дигитального периода

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна