|
|
Культура
Юлия Попова
Сфинкс в натуральную величину
II-MMI - 16.12.2001
Тема 49 венецианской Биеннале - "Platea dell'umanita" переводится на русский язык неважно. Изначально греческое "platea" - улица, внутренний двор, площадь. Акрополь, например. Современные его аналоги -- "plateau", "piattaforma" и т.д., то есть "сцена", "платформа", "подмостки" -- слишком однозначны, а "помост" ("Помост человечества"), что более правильно по смыслу, звучит не очень-то величественно.

Инсталляция "Платформа мысли"сооруженная
от лица дирекции Биеннале
Но главное ясно - искусству предложили помочь человечеству приподняться над землей, чтобы оттуда оно могло одновременно наблюдать за спектаклем жизни и давать собственное представление. В общем, "Биеннале как платформа (в смысле помост) и зеркало человечества", -- объявил ее директор Гаральд Зееман (Harald Zeeman), а критик Безон Брок (Bazon Brock) указал способ, которым человечество должно себя вести на этом выдающемся месте - очень дружно, чтобы всем вместе совершенствовать и украшать мир.
Как это может выглядеть, показала инсталляция, сооруженная "от лица дирекции" в павильоне Италии. Там, на неком подобии холма - "Платформе мысли" - вокруг копии роденовского "Мыслителя" расставлена древняя, современная и новейшая скульптура: бронзовые и деревянные рельефы с индийских храмов IX и XVII веков, современная африканская скульптура с фольклорным уклоном, "наивная" немецкая деревянная скульптура 1970-х, снова каменный древнеиндийский рельеф, рядом - гранитный "Букет цветов" Этторе Джелморини (Ettore Jelmorini) 1960 года. Все они - образы разноликого человечества, являющиеся мысленному взору роденовского персонажа. Идея этого собрания понятна "Ах, до чего мы разные, а вместе - как братья родные". Но, по правде говоря, этот проект оказался не очень убедительным в пластическом отношении - представители разноликого человечества вид имели растерянный и покинутый, и в целое не соединялись. Почти на ту же тему, но гораздо интереснее высказался Сергей Шутов своей инсталляцией "Абак".

Сергей Шутов
Инсталляция "Абак"
В главном помещении нашего павильона, на полу расположились в несколько рядов коленопреклоненные механические куклы, сплошь задрапированные в черное - то ли православные монахи, то ли доминиканцы, то ли персонажи "готических" романов эпохи романтизма, то ли детских страшилок про "черную-черную комнату", то ли все это вместе. Манекены отбивают механические поклоны, издавая неясный молитвенный гул, на телеэкранах по углам зала сменяют друг друга строчки молитв на разных языках. "Все на свой лад заняты одним и тем же", -- говорит Шутов, завораживая зрителя видением всемирной молитвы.
В этот раз российскую экспозицию можно вообще считать образцово-показательной в смысле соответствия тематике Биеннале. В полутьме нижнего зала классик соц-арта Леонид Соков поставил вращающуюся стеклянную витрину с модельками знаменитых изваяний современности: "Помоной" Майоля, Башней III Интернационала, субтильными фигурками Джакометти, "Рабочим и колхозницей", меховой чашкой с ложкой и т.д. В целом монументики за стеклом напоминают одновременно один из сгинувших отделов ГУМа, где из-за стекла на фонтан смотрели выстроенные по росту бюстики вождей и Есенина, и венецианские лавки сувениров, в которых бронзовые головки мавров соседствуют с корабликами и стеклянной дребеденью. Но проплывая мимо прожектора, монументики отбрасывают на стены нешуточные тени, и таким образом уравниваются в своей величине и значении, правые, левые, авангардисты и классицисты. Все они теперь буквально тени прошлого, а раз так, то самое им место в сувенирной лавке человечества, которое, войдя в III тысячелетие, похоже, стало испытывать стариковскую слабость к перебиранию любимых фотокарточек.
Если отталкиваться от того, какое искусство на Биеннале имело больше всего зрителей, то в центре "Платформы мысли" должны были сидеть видеоинженер в обнимку с механиком и химиком. Видео было, похоже, больше всего, технические фокусы вызывали у зрителей самые непосредственные отклики.
Однако, раздавая премии за жизненные заслуги, жюри проявило прямо-таки вопиющий консерватизм. "Золотых львов" за свою многолетнюю творческую деятельность получили скульптор Ричард Серра (Richard Serra) и живописец
Сай Тумбли (Cy Twombly).

Сай Туомбли
"Лепанто"
И тот, и другой не желают иметь дела ни с чем, кроме самых начал своих искусств: первый создает абстрактные композиции-штудии пластики, пространства, тектоники, второй исследует и исследует себе цвет и свет. В пространстве, где искусство звучит, шевелится, громоздится грудами предметов, увидеть на стенах "просто" красивую живопись Тумбли было удивительно. Да к тому же живописный цикл в самом традиционном понимании, да еще и в мало популярном последние лет сто батальном (!) жанре. "Лепанто" Тумбли - это 12 полотен в духе экспрессионистской абстракции, 12 портретов великой битвы, окончившейся победой европейских флотов под предводительством Венеции над турками. 12 эпизодов, 12 красочных нагромождений мазков и подтеков, в которых угадываешь очертания кораблей, ощетинившихся рядами весел, утыканных стрелами, то вспыхивающих золотом, то тенью проплывающих через серо-голубой туман, то объятых пламенем, то словно истекающих кровью, то выстроившихся будто для триумфального шествия. В общем, выставлять их надо было в палаццо Дожей среди других панегириков Венеции. Не исключено, что "Лепанто" и затмило бы какие-то из них красотой цвета, накалом страстей и триумфальным напором.
далее>>
|
 |
|