приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности
III-MMII - 12.05.2002

В трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» имеется примечательная глава,, целиком посвященная сюжетам и образам настенной живописи (VII,5).Она интересна как один из немногочисленных дошедших до нас образцов античной художественной критики. «...Штукатурку, – заявляет Витрувий,– расписывают преимущественно уродствами, а не определенными изображениями подлинных вещей: вместо колонн ставят каннелированные тростники с кудрявыми листьями и завитками, вместо фронтонов помещают садики, а также подсвечники, поддерживающие изображения храмиков, над фронтонами которых поднимается множество нежных цветков с завитками и без всякого толка сидящими в них статуэтками, и еще стебельки с полуфигурными статуэтками, то с человеческими, то со звериными головами» (VII,5,3).


Дальше он рассуждает: «Ничего такого нет, не может быть и не было. Как же, в самом деле, можно тростнику поддерживать крышу, или подсвечнику украшения фронтона, или стебельку, такому тонкому и гибкому, поддерживать сидящую на нем статуэтку, или из корней и стебельков вместо цветов вырасти полуфигурным статуэткам? Но тем не менее люди, глядя на весь этот вздор, не бранятся, а наслаждаются и не замечают, возможно ли что-нибудь из этого или же нет. Итак, новые вкусы довели до того, что из-за негодных судей косность победила достоинство искусства. А умы, затуманенные бестолковыми суждениями, не в силах распознать и одобрить того, что действительно может существовать, является убедительным и занимает подобающее ему место. А ведь нельзя ни одобрять той картины, которая не похожа на действительность, ни спешить выносить суждение о ее правильности только ради того, что она сделана изящно и искусно, если нельзя доказать с очевидностью, что она исполнена без искажения » ((VII,5,4). Вслед за тем, желая подкрепить свои слова наглядным примером, Витрувий приводит поучительную, на его взгляд, историю. В ней повествуется о том, как Апатурий, художник из Алабанды, находясь в Траллах, расписал сцену тамошнего театра. Роспись он выполнил «искусной рукой», однако в своей декорации так нагромоздил постройки одна на другую, что, будь это нагромождение реальным, оно бы непременно рухнуло под действием собственной тяжести. Все же «внешность этой сцены, благодаря своей рельефности, очаровала всех зрителей, и они были готовы одобрить это произведение» ((VП,5,5).

Но математик Ликимний вовремя сумел их образумить. Он напомнил, что жителям Алабанды, одним из которых был Апатурий, несмотря на все их достоинства и дарования, «совершенно чуждо различение между тем, что уместно и пристойно, и тем, что неуместно и нелепо ».«Остережемся же,– сказал он,– как бы сцена Апатурия не превратила нас в алабандцев или абдеритов.У кого же из вас могли быть на черепичных кровлях дома или колонны или фронтонное убранство? Ведь все это ставится на балках,а не на черепичных кровлях. Итак, если то, что не имеет никакого основания в действительности, мы будем оправдывать в живописи, мы сами будем причислены к тем городам, которые из-за этих пороков слывут бестолковыми». (VII,5,6). Пристыженный Апатурий исправил свою роспись «согласно требованиям действительности» (VII,5,7).Комментируя этот рассказ, Витрувий восклицает: «О если бы бессмертные боги сделали так, чтобы Ликимний ожил и исправил то безумие и те заблуждения, что установились в живописи по штукатурке!» (Там же). Тем самым Витрувий как бы дает понять, что, на его взгляд, беда современной ему декоративной живописи прежде всего состоит в отсутствии беспристрастных и вдумчивых критиков, способных указать зрителю на недостатки в росписи, которых сам этот зритель не замечает, ослепленный блеском отдельных достоинств. Вопрос о том, заслуживают ли античные гротески той негативной оценки, что дал им Витрувий, едва ли уместен. Но даже полностью отвлекшись от него, нельзя не почувствовать некоторой наивности в рассуждениях Витрувия. Странной выглядит уверенность римского теоретика в том, что зрителей (а соответственно, и художников) так легко можно переубедить. Анализ вышеприведенного текста показывает, что главным ее основанием является вера в универсальность собственных эстетических принципов. Дело не в том, что Витрувий считает их единственно правильными и ценными,– одно только это не помешало бы ему понять, что кому-то его принципы могут быть чужды. Главное то, что Витрувию кажется, будто его подход к искусству как средству подражания действительности разделяют все, только не все научены применять этот подход правильно. Так, Витрувий, рассказывая о восхищении зрителей сценой Апатурия, прямо говорит, что они были очарованы рельефностью (asperitatе)изображения (VII,5,5),но отнюдь не его экстравагантностью. Наличие одного миметического достоинства (рельефности) настолько увлекло их, что заставило забыть об отсутствии другого, тоже чисто миметического, достоинства (тектоническое правдоподобие), и Ликимнию достаточно было указать им на этот недостаток, чтобы они его заметили. Любуясь гротесками, зрители просто «не замечают, возможно ли что-нибудь из этого или нет» (VII,5,4), и если бы Ликимний воскрес, он быстро сумел бы их разочаровать в негодной живописи, указав на характерное для нее отступление от действительности (VII,5,7), как он это сделал при жизни со своими согражданами.

далее>>

вверх

 Архив

     
 

12.05.2002 III-MMII
Розалинда Краусс
Решетки

     
 

12.05.2002 III-MMII
Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна