|
|
Культура
Розалинда Краусс
Решетки
III-MMII - 12.05.2002
В первые годы ХХ в. сначала во
Франции, а затем в России и в Голландии начала формироваться структура,
которая стала квинтэссенцией
модернистских устремлений всех
визуальных искусств. Накладываясь
на кубистическую предвоенную
живопись и становясь со временем
все более строгой, решетка объявляет
о литературности, нарративности,
дискурсивности современного
искусства. Барьер, ранее стоящий
между визуальным и языковым искусством, пошатнулся.
Искусства,
безусловно, дорого заплатили за это
достижение, поскольку крепость,
воздвигнутая на основе решетки,
довольно быстро превратилась
в гетто. Все меньше и меньше внимания со стороны арткритики уделялось современным пластическим
искусствам.
Пит Мондриан.
Композиция с решеткой 3
1918 г.
Сейчас можно с уверенностью
сказать, что ни одна современная
эстетическая форма не утверждала
себя так основательно. Удивительно
не то, какое количество художников
посвятило себя исследованию
решетки, а то, что никогда ранее
это исследование не выбирало менее
плодородную почву. Опыт Мондриана демонстрирует,
что развитие –
это именно то, чему решетка препятствует. Но этот пример никого не
пугает, и модернистская художественная практика продолжает создавать новые варианты решетки.
Решетка провозглашает новаторство современного искусства двумя
способами. В первом, пространственном, она объявляет об автономии
сферы искусства. Плоскостная, геометризованная,
упорядоченная,
решетка противостоит природе,
мимесису, реальности. На плоскости
она становится средством исключения трехмерности и замены ее на
горизонтальное развитие единичной
поверхности. Она является результатом действия эстетического закона,
а не подражания. Решетка отделяет
отношения в сфере эстетики от
внимания к природному объекту
и считает их решающими. Решетка
объявляет пространство искусства
автономным, замкнутым и самодостаточным.
Фрэнк Стелла.
Делаварское пересечение.
Из серии «Бенджамен Мур».
1961 г.
Розалинда
Краусс – один из
ведущих специалистов в области
теории современного искусства,
критик, куратор,
профессор Университета штата
Колумбии, США,
член американской Академии
наук и искусств,
член научного общества Института Гуманитарных наук в Нью-
Йорке. Основные
ее работы, среди
которых Terminal
Iron Works: The
Sculpture of David
Smith (Железные
клеммы: скульптура Дэвида Смита),1972,The
Originality of the Avant-Garde and
Other Modernist
Myths (Оригинальность авангарда и
другие модернистские мифы),1985,
Le Photographique
(Фотографическое),1990,The
Optical
Unconscious
(Оптическое бессознательное), 1993, опубликованы на английском
и французском
языках, некоторые переведены
также на немецкий.
С 1965 г. Розалинда Краусс регулярно публикуется
как критик и теоретик в журналах Artforum, Art
International
и Art in America.
Статья «Решетки» (Grids) написана в 1978 г. и
опубликована
в книге: Rosalind
E.Krauss.
The Originality
of the Avant-Garde
and Other
Modernist Myths.
Ldn,1985
Во втором, временном способе,
решетка – эмблема модернизма ,форма повсеместная для
искусства нашего (курсив автора – Д.П.) века,
хотя нигде в искусстве
прошлого века ее не
существовало. Модернизм был рожден в
борьбе с реакционностью искусства XIX в.,
последняя попытка
разбить цепи завершилась успешно. Открыв
решетку, кубизм,
Де Стиль, Мондриан,
Малевич оказались
на совершенно новом,
ранее недостижимом
уровне, они оказались
в настоящем, а все
остальное – в прошлом..
Можно обнаружить и более ранние
примеры решетки.
В XV и XVI вв.у Учелло, Леонардо и Дюрера
перспективная сетка
наложена на мир как
арматура. Но перспективные штудии не
являются по существу
ранним примером
решеток. Перспектива
была, кроме прочего,
наукой о реальном,
а не способом ухода
от него. Напротив,
решетка не наносит
пространство комнаты,
пейзаж или группу
фигур на поверхность
картины, а проецирует
живописную поверхность саму на себя.
Это трансфер, где ничто
не меняет места. Физические качества поверхности,
можно
сказать, наносятся на ее эстетику.
И эти два плана – физический и
эстетический – оказываются едины
по своей сути. Таким образом, основная идея решетки – очевидный
и решительный материализм.
Однако художники никогда
о материализме не говорили. Если
мы откроем любой трактат, к примеру «Пластическое искусство и чисто
пластическое искусство» или «Беспредметное»,
мы обнаружим, что
ни Мондриан, ни Малевич не обсуждают холсты,
краски, карандаши
и другие материальные формы.
Они говорят о Бытии, о Разуме или
о Духе. С их точки зрения, решетка –
это путь к Всеобщему, и их не интересует, что происходит внизу в Конкретном.
Или, если брать более современный пример, можно вспомнить
Эда Рейнхардта, который, несмотря
на свой тезис о том, что «искусство
это искусство», пришел к тому,
что написал серию черных решеток,
где этот мотив неизменно превращается в греческий крест.
На Западе нет
художника, который избежал бы
символической силы крестообразных
форм и ящика Пандоры, наполненного духовными канонами.
далее>>
|
|
|