приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея
IV-MMII - 12.09.2002

 

Вопреки правилам, сразу начну с обобщения. Ландшафтный дизайн сейчас у нас на этапе красных пиджаков в моде и конфетно-бараночного ресинского ампира в архитектуре. Должно быть ярко и дорого – то, что называется русским емким словом «богато». Это относится как к городским пространствам, так и к частным домам.

Сад «Mente la Menta» (как бы «Помни о мяте»). Дизайнеры Marco Antonini, Gianna Attiani, Roberto Capecci, Daniela Mongini, Raffaella Sini (Рим, Италия). Авторы представили свое видение третьего тысячелетия. Идея состоит в том, что беспокойство за будущее смешано с оптимизмом. Первое представлено огромными подушками из стальной проволоки, набитыми «металлической шерстью»; второе – пробивающимися сквозь ржавеющие железки хрупкими побегами водной мяты (Mentha aquatica)... Оптимизм, разумеется, побеждает – от густого мятного духа в этом саду никуда не деться

Кто так строит?

Алтуфьевское шоссе – шесть километров пыльного ущелья, забитого смердящими «КаМАЗами». Лишь пригреет весеннее солнышко, нефтяная вонь стелется по асфальту, забивается в ноздри и мешает наслаждаться словом «МОСКВА», заботливо высаженным из тюльпанов на склоне насыпи у овощебазы. На то, чтобы увековечить имя города, ушло, по моим подсчетам, около пяти тысяч голландских луковиц. Даже по оптовым ценам – это полторы тысячи долларов. Тюльпаны осенью надо посадить, а летом выкопать и заменить однолетниками, чтоб «МОСКВА» не чернела земляной прорехой. Это повысит расходы примерно вдвое. У префектуры денег много.

Скверик у Большого театра стал почти необитаемым – магия ландшафтного дизайна создала почти непереносимую тоску в этом месте, ноги сами выносят оттуда. Еще 6 лет назад там мирно уживались ветераны, гомосексуалисты, солдаты и проститутки – потому, что их объединяли старые кривые яблони – осколок провинциальной теплой Москвы, «огромного странноприимного дома», по Цветаевой. Яблони посадили тогда, когда в час, может, два-три «ЗИМа» огибали Театральную. Поток машин и загрязнений с тех пор увеличился в тысячи раз, и не все яблони дожили до своего последнего, 1995 года. Но те, что выстояли, уже были национальным достоянием, пройдя суровейший искусственный отбор. И вот их-то и «зачистили» – кривые стволы мешали регулярному саду с жутковатой погребальной вазой в центре. Главное, что посадили голландские рододендроны, которые на каждый жигулиный чих сбрасывают листья и хиреют. На место выбывших каждый год сажают новые – каждый кустик примерно долларов за 400. У мэрии денег много.

В Лондоне, который в принципе может считаться образцом городского озеленения, за смерть яблонь голову бы снесли. Наши клумбы с миллионами однолетних целозий и тысячами тюльпанов для Лондона – страшная роскошь, потому что уход за всем этим хозяйством требует дорогостоящей рабочей силы. Там почти все озеленение, включая знаменитую цепь парков, построено на многолетних миксбордерах из кустарников, злаков и неприхотливых многолетников, вроде ирисов, аквилегий и дельфиниумов. Шикарных однолетних партеров, вроде нашей Алтуфьевки, удостоилась только Buckingham palace road, где посадки меняют по мере отцветания – от анютиных глазок и лакфиолей весной до бархатцев и сальвий летом. Но делают это очень тщательно.

В общем, сравнивая два мира, можно заключить – денег на московское «озеленение» тратится не меньше, чем на лондонское. Но у нас главное – не эффект, а обороты. Закупая каждый год растений на миллионы и выкидывая их осенью, чиновники преследуют, видимо, какие-то свои цели, далекие от ландшафтных. В итоге – страшно дорогой и тоскливый зеленстрой.

Свое, не купленное

Кто бы мог сказать, что в Европе дефицит туй. Всех их выкопали русские, а размножиться так быстро хвойные деревья не успевают. Выкопали в Польше и Венгрии, уже подобрались к Северной Италии. Чтобы ни делал состоятельный русский человек на своем участке, в голове у него навсегда засел Фиораванти-Щусев. Кремль – архетип власти и роскоши. Отсюда и всенародно любимый красный кирпич, и арочки, и заборы с зубцами, а в растительном смысле – туи и голубые елки. Обком. Сецессией Мавзолея, очевидно, является альпийская горка, о которой нужно рассказать особо ввиду частого распространения этой инфекции.

Павел Лобков – кандидат биологических наук, обозреватель телекомпании НТВ. В 2000–2001 годах – автор и ведущий программы «Растительная жизнь» на канале НТВ, посвященной ландшафтному дизайну и растительному миру. В каждой программе Павла Лобкова создавался модельный садовый дизайн – в ходе программы на клочке земли появлялось законченное произведение. С 1998 года освещает выставки ландшафтного дизайна в Челси (Лондон) и работы ведущих ландшафтных архитекторов. В настоящее время Лобков работает над организацией собственной компании, которая будет продвигать на рынок современные дизайнерские идеи, а также перспективные виды и сорта растений. Соединение ботанического, агрономического и архитектурного подходов, по замыслу Лобкова, позволит создавать квазиестественные ландшафты, в которых подбор растений для среднерусского климата и использование естественной конкуренции растений позволят создавать долгоживущие и развивающиеся искусственные растительные сообщества. Поэтому основной принцип компании «Растительная жизнь» – «Вам должно казаться, что это растет у вас уже сто лет».

далее>>

вверх

 Архив

     

12.09.2002 IV-MMII 
Людмила Каштанова
Коринфская капитель

     

12.09.2002 IV-MMII
Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна