|
|
Культура
Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея
IV-MMII - 12.09.2002
В эпоху lumiere, когда природа и природное стали
страшно модны, люди стали ходить в горы и любоваться альпийскими
пейзажами. Потрясающие приспособления растений к жизни на кромке льдов заставили
исследователей согнуться в три погибели – альпийские «жители» маленькие и распластанные по земле – и всмотреться. Примерно
в 1780-е в Зальцбургском ботаническом саду появилась и первая альпийская горка –
то есть коллекция альпийских растений. Они хорошо бы и на грядке росли – но они
маленькие, и, создавая горку, их просто подносили ближе к глазам человека.
Альпийская горка, как рама для картины, как перстень для рубина, – не цель, а средство, способ донести прелесть горного карлика
до зрителя. И это значение не изменилось до сих пор. Только не для нас.
Сад «Le salon flottant» («Плавающая гостиная»). Дизайнер Laurent
Romanet (Chaumont-sur-Loire,Франция). Под сетчатым металлическим полом – «бездонная» черная
вода. Кубы-стулья из грубо сваренного металлопроката, проседающие неожиданно под ничего не
подозревающими смельчаками, отважившимися присесть в этой гостиной... Нестабильность и
скрытая опасность здесь – часть игры. Вокруг посетителей – заросли самого
настоящего болота, в нем громко квакают лягушки,
а над головой смело проносятся стрекозы. Они-то
чувствуют себя здесь в своей тарелке
То, что в России называется альпийской горкой, ландшафтники между собой
называют «собачьей могилкой». Я встречал не более пяти настоящих горок, отвечающих
главному правилу – это коллекция диких растений гор и тундры, экстремальных сред
обитания. Если вы и вправду решили собирать такую коллекцию – а это дело
недешевое и не слишком благодарное, соседи не оценят, – то тогда можно строить горку.
Правило номер один – на горке должны расти не цветы, а растения. То есть ни в коем
случае не сорта, а дикари.
Правило номер два – никакой скученности, никаких пышных
зарослей. Сквозь растения должен быть виден
грубый камень, каждое растение должно быть посажено в микроландшафт, имитирующий природную среду обитания. Гвоздики,
ясколки или песчанки – только на каменистой сухой осыпи. Камнеломки – в расщелинах и трещинах известняка. Эдельвейсы,
колокольчики и генцианы – в маленьких долинках с жирной землей. Хорошую горку
сделать не проще, чем вырастить бонсаи, это труд десятилетий, совместный труд человека
и стихии. Горка движется, камни оседают, растения схватывают почву корнями и
конкурируют друг с другом, дожди размывают осыпи. Правильно сделанная горка
изменяется как единый организм. А испортить ее очень просто – посадить на верхушку
пару бальзаминов, и дело сделано.
Еще одна черточка, которая безошибочно выделяет новорусский усадебный стиль, – это
забор. По моему разумению, западный город отличается от восточного одной главной
особенностью. Западная жизнь предполагает большую открытость. Твой дом продолжается
в твоем кафе, твоем газетном киоске, твоей парикмахерской. Восточный дом обращен
к окружающему миру глухой крепостной стеной. Он кончается на пороге. Снаружи –
враждебный мир, полный опасности. Никто не должен видеть вас в частной жизни –
отсюда ташкентская МАХАЛЛЯ, то есть квартал, принадлежащий семье и выходящий
на улицы глухими стенами. Чем богаче русская дача,
тем больше она похожа на МАХАЛЛЯ.
<<вернуться
далее>>
|
|
|