приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея
IV-MMII - 12.09.2002

 

В эпоху lumiere, когда природа и природное стали страшно модны, люди стали ходить в горы и любоваться альпийскими пейзажами. Потрясающие приспособления растений к жизни на кромке льдов заставили исследователей согнуться в три погибели – альпийские «жители» маленькие и распластанные по земле – и всмотреться. Примерно в 1780-е в Зальцбургском ботаническом саду появилась и первая альпийская горка – то есть коллекция альпийских растений. Они хорошо бы и на грядке росли – но они маленькие, и, создавая горку, их просто подносили ближе к глазам человека. Альпийская горка, как рама для картины, как перстень для рубина, – не цель, а средство, способ донести прелесть горного карлика до зрителя. И это значение не изменилось до сих пор. Только не для нас.

Сад «Le salon flottant» («Плавающая гостиная»). Дизайнер Laurent Romanet (Chaumont-sur-Loire,Франция). Под сетчатым металлическим полом – «бездонная» черная вода. Кубы-стулья из грубо сваренного металлопроката, проседающие неожиданно под ничего не подозревающими смельчаками, отважившимися присесть в этой гостиной... Нестабильность и скрытая опасность здесь – часть игры. Вокруг посетителей – заросли самого настоящего болота, в нем громко квакают лягушки, а над головой смело проносятся стрекозы. Они-то чувствуют себя здесь в своей тарелке

То, что в России называется альпийской горкой, ландшафтники между собой называют «собачьей могилкой». Я встречал не более пяти настоящих горок, отвечающих главному правилу – это коллекция диких растений гор и тундры, экстремальных сред обитания. Если вы и вправду решили собирать такую коллекцию – а это дело недешевое и не слишком благодарное, соседи не оценят, – то тогда можно строить горку. Правило номер один – на горке должны расти не цветы, а растения. То есть ни в коем случае не сорта, а дикари.

Правило номер два – никакой скученности, никаких пышных зарослей. Сквозь растения должен быть виден грубый камень, каждое растение должно быть посажено в микроландшафт, имитирующий природную среду обитания. Гвоздики, ясколки или песчанки – только на каменистой сухой осыпи. Камнеломки – в расщелинах и трещинах известняка. Эдельвейсы, колокольчики и генцианы – в маленьких долинках с жирной землей. Хорошую горку сделать не проще, чем вырастить бонсаи, это труд десятилетий, совместный труд человека и стихии. Горка движется, камни оседают, растения схватывают почву корнями и конкурируют друг с другом, дожди размывают осыпи. Правильно сделанная горка изменяется как единый организм. А испортить ее очень просто – посадить на верхушку пару бальзаминов, и дело сделано.

Еще одна черточка, которая безошибочно выделяет новорусский усадебный стиль, – это забор. По моему разумению, западный город отличается от восточного одной главной особенностью. Западная жизнь предполагает большую открытость. Твой дом продолжается в твоем кафе, твоем газетном киоске, твоей парикмахерской. Восточный дом обращен к окружающему миру глухой крепостной стеной. Он кончается на пороге. Снаружи – враждебный мир, полный опасности. Никто не должен видеть вас в частной жизни – отсюда ташкентская МАХАЛЛЯ, то есть квартал, принадлежащий семье и выходящий на улицы глухими стенами. Чем богаче русская дача, тем больше она похожа на МАХАЛЛЯ.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Архив

     

12.09.2002 IV-MMII 
Людмила Каштанова
Коринфская капитель

     

12.09.2002 IV-MMII
Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна