приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности
III-MMII - 12.05.2002

Но для отдельного античного человека все эти усилия приобретали действительные смысл и ценность лишь тогда, когда они начинались и достигали результата на индивидуальном уровне, т.е. в нем самом, поскольку его главной целью была спокойная убежденность в правоте избранной позиции, или иначе – внутренняя самообеспеченность.. Античный мыслитель не является на свет созерцателем; он беспокойно ищет свой путь, но это путь к точке успокоения, каковой для него является самостоятельно проверенная и осмысленная, а потому наделяющая внутренним покоем жизненная позиция. В той мере, в какой собственные рассуждения Витрувия о жизненной мудрости и обязанностях архитектора позволяют судить о его внутреннем мире, допустимо считать, что идеал индивидуальной автаркии являлся основой также и его жизненной позиции. Так, подкрепляя собственное мнение, он приводит слова философа Аристиппа, будто бы сказанные тем после кораблекрушения, когда вместе со своими спутниками он был выброшен на чужой берег, но невзирая на это, сумел обеспечить их и себя всем необходимым для жизни, вознагражденный местными жителями за свою блестящую речь на философскую тему. «Надо снабжать детей,– сказал он в назидание,– таким имуществом, которое может выплыть вместе с ними даже после кораблекрушения» (VI, praef.,1).
Под имуществом здесь, конечно, подразумевается образованность, это интериоризованное богатство. Оно обеспечивает от всех невзгод и, в отличие от богатства внешнего, навсегда остается за своим владельцем, которому не нужно зависеть от окружающих в надежде на их милости. Он и без них имеет все необходимое – он свободен. Образованность, причем образованность универсальную, Витрувий считает непременным качеством также и хорошего архитектора (I,1).Конечно, присущая ему как римлянину житейская трезвость вынуждает его не согласиться с категорическим суждением своего греческого предшественника, выдающегося зодчего Пифея, полагавшего, что своими познаниями во всех дисциплинах архитектор должен превосходить даже специалистов в данных дисциплинах. Но при этом Витрувий не спешит высказываться противоположным образом. Он лишь выражает сомнение в полезности и возможности приобретения архитектором столь основательной эрудиции, однако решительно отстаивает сам принцип универсализма познаний (I,1,12-17). Архитектор, на взгляд Витрувия, должен сносно разбираться в астрономии, физике, музыке, математике и истории. Для чего все это? Ну, во-первых, для того, чтобы строить со знанием дела, с учетом природных, бытовых и прочих обстоятельств. А главное – чтобы не зависеть от бесчисленного множества людей, как заказчиков, так и специалистов по разным частностям, от их советов, мнений и рекомендаций, чтобы сохранить самое ценное в жизни – самостоятельность. Способность архитектора вести свою работу самостоятельно является для Витрувия критерием его профессиональной пригодности, равно как нравственной состоятельности. Полагаясь нa собственные возможности, архитектор не только должен работать – он обязан проявить самостоятельность и в разъяснении заказчику подробностей своего проекта, при этом буквально всех, включая историческую мотивировку деталей ордера и скульптурного декора (I,1,5-6), рассказав ему, например, о событии, положившем начало обычаю ставить кариатиды, если заказчик проявит недоумение по их поводу (I,1,5). Обладая всеми этими достоинствами, архитектор не должен добиваться того, чтобы их все признали. Достоинство и уверенность в себе совершенного зодчего должны быть, по Витрувию, так велики, что он и не станет искать заказов, но будет спокойно ждать, когда его оценят и пригласят работать. «...Мне наставники внушили: браться за дело не как просящему, а как просимому,– пишет Витрувий,– потому что благородная краска стыда заливает лицо при вызывающей подозрение просьбе» (VI,praef.,5). А что если достоинства так и останутся незамеченными? Ведь и сам Витрувий считал такой исход вполне возможным и даже очень частым (III,praef.,1-3).Не будет ли тогда в тягость архитектору его желание почета и богатств? На это Витрувий отвечает следующим образом:«...Нет никакой необходимости обладать лишним, и истинное богатство заключается в том, чтобы ничего не желать (VI,praef.,4).

<<вернуться    далее>>

вверх

 Архив

     
 

12.05.2002 III-MMII
Розалинда Краусс
Решетки

     
 

12.05.2002 III-MMII
Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна