|
|
SOS
Вл.В. Седов
Баболовский дворец
XXIV-MMVIII - 31.01.2009

Дворец в настоящее время
На далекой окраине огромного Царскосельского парка, посреди заросшего
лесного массива, на картах именуемого Баболовским парком, стоят уже почти
бесформенные руины, которые кто-то еще называет Баболовским дворцом. В стенах
этих руин без кровли зияют глубокие бреши, кажется, уже несовместимые с
дальнейшей жизнью памятника, а с одного угла к развалинам примыкает
недостроенный корпус новорусского кафе (или загородного клуба?), начатый и
брошенный еще в девяностые годы.

Дворец в середине XX в.
Но этот брошенный всеми «доходяга» составляет одну из важнейших страниц
русской архитектуры. Каменный дворец в Баболове был построен для фаворита
императрицы Екатерины II Г. А. Потемкина в 1782–1785 гг. – на месте деревянного
дома Потемкина. Проект дворца и небольшого пейзажного парка вокруг него
разработал архитектор Илья Васильевич Неёлов (1745–1793), один из двух
братьев-архитекторов, отцом которых был тоже архитектор. Отец Ильи и Петра
Неёловых, Василий Иванович, вместе с сыном Петром был послан на обучение в
Англию; эта пара импортировала оттуда особый вариант неоготического стиля,
существовавшего то ли внутри неоклассицизма, то ли рядом с ним. И. В. Неёлов
учился не в Англии, а в Италии, а потому его своеобразный вариант неоготики,
сказавшийся в плане и фасадах Баболовского дворца, можно осторожно объяснять
какими-то итальянскими связями или большим влиянием французской архитектуры (за
неоготическими чертами проступает основа в виде стиля Людовика XVI).

План
Композиция дворца поражает свободой: овальный зал с гранями снаружи соединен
под разными углами с несколькими почти отдельными объемами. Все эти объемы,
вместе с двусветным устройством двух залов (вверху – круглые окна), стрельчатыми
проемами и двурогими зубцами вверху крупных объемов, образуют прихотливый мирок,
в котором рыцарские аллюзии в виде неоготики сливаются с галантностью раннего
классицизма. В этом смешении – основная прелесть дворца.
В одном из помещений стоит чудом сохранившаяся в целости гигантская
гранитная ванна, вытесанная из монолита мастером С. Сухановым. Работы для
размещения этой ванны вел в 1820-х годах В. П. Стасов. Дошедшая до нас ванна
заменила мраморную, устроенную взамен первоначальной мраморной, имевшей в виду,
несомненно, ванны римских императорских терм.
Библиография:
Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1911. С. 185–186; Памятники архитектуры
пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 130.
вверх
|
 |
|