|
|
SOS
Вл.В. Седов
Надвратная церковь Вознесения Краснохолмского монастыря
XX-MMVI - 10.03.2007

Общий вид монастыря
Этот малоизвестный монастырь стоит в небольшом селе, почти сливающемся с
городом Красный Холм – районным центром Тверской области. Город вырос из
подмонастырских поселений (как Сергиев Посад, Калязин, Печоры, Кириллов и многие
другие), но сам монастырь в XX в. закрыли и разорили, и нынешняя ситуация никак
не подает надежды на лучшее. Здесь все разваливается: собор, трапезная, братский
корпус, еще один келейный корпус, стены и надвратный храм.
Поставленные посередине восточного фронта монастырской ограды святые ворота
монастыря увенчаны надвратным храмом Вознесения. Сооружение каменных ворот и
церкви закончено в 1690 г., до этого здесь были деревянные ворота с трехшатровым
храмом. Надвратная церковь представляет собой гармоничное, выверенное по
пропорциям и силуэту сооружение. Эти качества сразу говорят о работе незаурядных
мастеров.

План храма
План ворот
Местоположение церкви в композиции монастыря достаточно редкое: чаще всего
храмы ставили на северной или южной сторонах – тогда их абсиды были обращены
вбок, в сторону примыкающих стен. Положение же на восточной стороне ограды
(дающее, кстати, выигрышный вид из ворот на абсиды монастырского собора и
трапезной церкви) встречается в единичных случаях. В этом варианте абсида
обращена вовне и создает какой-то особенно невоенный образ ворот. Начало этой
линии в монастырях было положено надвратным храмом Сергия Радонежского (1513)
Троице-Сергиева монастыря: там подъезд от Москвы приходил к восточной стороне
обители. Затем подобное расположение было применено в Саввино-Сторожевском
монастыре – в надвратной Троицкой церкви 1652 г. Но там, как и в Троице,
надвратный храм был «спрятан» за выдвинутой вперед боевой башней. В более
поздней ограде Краснохолмского монастыря (как, например, в надвратном храме
Солотче 1695–1698 гг.) положение храма тоже было вызвано копированием композиции
прославленной Троицкой обители, но храм уже был открыто поставлен над
незащищенными воротами – пора крепостных оград прошла.
Дробный и обильный декор ворот и храма выполнен из тесаного кирпича с
редкими вставками белокаменных деталей. И «наборные» порталы, и наличники со
сложными фланкирующими колонками и килевидными завершениями, а также карнизы с
кокошниками, – все это характерно для «узорочья» середины XVII в. Но все это
относится к 1690 г., когда в Москве и окрестностях уже развивался новый
нарышкинский стиль. Кажется, что в надвратном храме мы имеем дело не с
провинциальным запаздыванием, а с работой столичной артели, не расставшейся со
стилем «узорочья», а потому оказавшейся в отдаленном монастыре. Нечто подобное
через десятилетие произошло и с нарышкинскими мастерами (изгнавшими мастеров «узорочья»):
они были вытеснены на периферию, и их великолепные постройки следует после 1700
г. искать подальше от Москвы.
Библиография:
Анатолий, игумен. Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря.
Тверь, 1883. С. 11;
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.
617;
Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Тверская область. Ч. 1.
М., 2002. С. 34–35.
вверх
|
 |
|