приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Надвратная церковь Вознесения Краснохолмского монастыря
XX-MMVI - 10.03.2007

Общий вид монастыря

Этот малоизвестный монастырь стоит в небольшом селе, почти сливающемся с городом Красный Холм – районным центром Тверской области. Город вырос из подмонастырских поселений (как Сергиев Посад, Калязин, Печоры, Кириллов и многие другие), но сам монастырь в XX в. закрыли и разорили, и нынешняя ситуация никак не подает надежды на лучшее. Здесь все разваливается: собор, трапезная, братский корпус, еще один келейный корпус, стены и надвратный храм.

Поставленные посередине восточного фронта монастырской ограды святые ворота монастыря увенчаны надвратным храмом Вознесения. Сооружение каменных ворот и церкви закончено в 1690 г., до этого здесь были деревянные ворота с трехшатровым храмом. Надвратная церковь представляет собой гармоничное, выверенное по пропорциям и силуэту сооружение. Эти качества сразу говорят о работе незаурядных мастеров.

План храма
План ворот

Местоположение церкви в композиции монастыря достаточно редкое: чаще всего храмы ставили на северной или южной сторонах – тогда их абсиды были обращены вбок, в сторону примыкающих стен. Положение же на восточной стороне ограды (дающее, кстати, выигрышный вид из ворот на абсиды монастырского собора и трапезной церкви) встречается в единичных случаях. В этом варианте абсида обращена вовне и создает какой-то особенно невоенный образ ворот. Начало этой линии в монастырях было положено надвратным храмом Сергия Радонежского (1513) Троице-Сергиева монастыря: там подъезд от Москвы приходил к восточной стороне обители. Затем подобное расположение было применено в Саввино-Сторожевском монастыре – в надвратной Троицкой церкви 1652 г. Но там, как и в Троице, надвратный храм был «спрятан» за выдвинутой вперед боевой башней. В более поздней ограде Краснохолмского монастыря (как, например, в надвратном храме Солотче 1695–1698 гг.) положение храма тоже было вызвано копированием композиции прославленной Троицкой обители, но храм уже был открыто поставлен над незащищенными воротами – пора крепостных оград прошла.

Дробный и обильный декор ворот и храма выполнен из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей. И «наборные» порталы, и наличники со сложными фланкирующими колонками и килевидными завершениями, а также карнизы с кокошниками, – все это характерно для «узорочья» середины XVII в. Но все это относится к 1690 г., когда в Москве и окрестностях уже развивался новый нарышкинский стиль. Кажется, что в надвратном храме мы имеем дело не с провинциальным запаздыванием, а с работой столичной артели, не расставшейся со стилем «узорочья», а потому оказавшейся в отдаленном монастыре. Нечто подобное через десятилетие произошло и с нарышкинскими мастерами (изгнавшими мастеров «узорочья»): они были вытеснены на периферию, и их великолепные постройки следует после 1700 г. искать подальше от Москвы.

Библиография:
Анатолий, игумен. Историческое описание Краснохолмского Антониева монастыря. Тверь, 1883. С. 11;
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 617;
Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Тверская область. Ч. 1. М., 2002. С. 34–35.

вверх

 Архив

   
10.03.2007 XX-MMVI
Вл.В. Седов
Надвратная церковь Вознесения Краснохолмского монастыря
   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна