|
|
SOS
Вл.В. Седов
Колокольня в Арпачёве
XXII-MMVII - 11.12.2007

Общий вид
Казанскую церковь в селе Арпачёво (Торжокский р-н Тверской области),
построенную одновременно с колокольней, в недавнее время отремонтировали, судьба
ее не вызывает опасений. А вот колокольня, стоящая к западу от храма и
составляющая с ним целостную композицию, осталась бесхозной и медленно
разрушается. Пока ничто не подает надежд на ее поддержание в целостности, а тем
более надежд на ее научную реставрацию.
Тем важнее понять значение этого непростого по иконографической программе
памятника в истории русской усадебной архитектуры XVIII в. Храм и колокольню в
Арпачёве приписывают знаменитому архитектору-дилетанту Н. А. Львову (1751–1803).
Оснований для этой атрибуции довольно много: во-первых, село было вотчиной
Львовых и в момент строительства церкви (она начата в 1783 и окончена в 1791
году) принадлежало дядям архитектора, Н. П. и П. П. Львовым, один из которых, Н.
П. Львов, запрашивал разрешение на сооружение храма; во-вторых, село расположено
неподалеку от Торжка, а в этом районе Н. А. Львов проектировал для многих
родственников и знакомых; в-третьих, план и композиция церкви напоминают
отдельные черты плана и композиции соборов Иосифа в Могилеве и Борисоглебского в
Торжке, достоверно спроектированных Львовым-зодчим.

План
Колокольня, поставленная отдельно на западной оси храма, это серия
цилиндрических объемов, поставленных на квадратное в плане основание с
приставленными с востока и запада экседрами, завершенными полукуполами.
Поверхность стен основания обработана крупным рустом, имитирующим кладку из
квадров, в завершении средней части основания выделяются пологие треугольные
фронтоны. С этой подчеркнуто «античной» частью контрастируют гладкие поверхности
двух цилиндров и завершающего восьмигранного фонарика. По своей тонкой и
тщательно разработанной отделке и по пропорциональному строю арпачёвская
колокольня – одна из лучших усадебных колоколен конца XVIII в. Истоки такой
необычной композиции следует, вероятно, искать не в надгробных памятниках римлян
и не в эллинистических мавзолеях (хотя эти образцы и были использованы при
проектировании колоколен, но в случае с квадратными ярусами, завершенными
восьмигранным «храмиком»), а в маяках античного Средиземноморья (и прежде всего
– Фаросском маяке в Александрии, в котором видим ту же композицию). В обширном «ассортименте»
колоколен неоклассицизма винкельмановского толка подобные «маяки христианства»
вполне объяснимы как с точки зрения переноса смысла (маяк – свет – колокольня
несущего свет храма), так и с точки зрения значимости античного образца. К этому
же типу можно отнести колокольни усадебных храмов в Никольском-Гагарине и
Поджигородове.
Проект очень похожей колокольни видел А. Бенуа в собрании чертежей в
итальянской Швейцарии. Из сходства колокольни на чертеже, приписываемом Томазо
Адамини, и колокольни в Арпачёве родилась гипотеза о заимствовании Адамини
проекта Львова. Со своей стороны мы предлагаем общий источник и для чертежа
Адамини, и для колокольни Львова: пока не выявленные колокольни Италии,
ориентированные на античные маяки как на образцы, или, возможно, какой-то
рисунок-реконструкцию античного маяка.
Библиография:
Бенуа А. Рассадник искусства (Лугано и его окрестности) // Старые годы. 1909,
апрель. С. 175; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А.
Львов. М., 1961. С. 12–14, 70–73; Путятин И. «Каллимах в Иосафатовой долине»: К
мемориальной символике колоколен русского классицизма // Искусствознание. 2007.
№ 1–2. С. 113–116.
вверх
|
 |
|