приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Церковь Введения Воротынского монастыря
VII-MMIII - 18.06.2003

Вид с юга
Общий вид

Два шатровых храма, стоящих на холме на краю села Спас на Угре.(Калужская область), – все, что осталось от мужского Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, основанного удельными князьями Воротынскими где-то в конце XV в. Монастырь был поставлен неподалеку от древнего Воротынска при впадении реки Угры в Оку. Шатровый Спасо-Преображенский собор был сооружен, вероятно, в середине XVI в. по заказу тех же Воротынских как храм-памятник в честь взятия Казани, то есть после 1552 г. Во всяком случае, его строгие формы и невысокий восьмерик под монументальным шатром находят себе прямые аналогии в других шатровых храмах «казанского цикла» 1550–1560-х гг., сохранившихся на Оке и Волге. Спасскому собору еще повезло: его пытались реставрировать в 1970-х гг., а потому он стоит еще достаточно крепко.

План

Второму храму монастыря, трапезной церкви Введения во Храм, повезло гораздо меньше. Ее реставрировать даже не пытались, и она постепенно разрушается, расседаясь и утрачивая детали. Этот небольшой храм с двухшатровым завершением сооружен где-то в середине XVII в., вероятнее всего, – в 1640-е или начале 1650-х годов. Ближайшими к церкви Введения по характеру завершения памятниками являются церковь Святого Духа в Рязани (1642 г., тоже монастырская) и московская церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 г.). Сочетание шатрового храма с одностолпной трапезной встречается в Благовещенской церкви Антониева-Сийского монастыря (1639–1644 гг., правда шатер там один) и в двухшатровой Успенской церкви Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде (1648 г.).

И аналогии и формы самой церкви Введения свидетельствует о ее принадлежности к очень узкому и достаточно камерному направлению в русской архитектуре времени первых Романовых: к крайней линии знаменитого «узорочья», когда не только стены храмов и палат превращаются в изузоренные плоскости, но и сами завершения делаются подчеркнуто неконструктивными и причудливыми. К этому направлению принадлежит и декор этой церкви, все же довольно сдержанный, и, прежде всего, ее завершение с декоративными шатрами, поставленными как скульптурные композиции на лотковом своде храма.

Это завершение-обманка, эта композиционная множественность, остановившаяся на полпути от шатрового к трехшатровому храму, заслуживают лучшего отношения и более внимательного изучения. Ведь перед нами один из едва ли десятка памятников, в которых шатры стали не столько «умножаться» (счет идет все же от одного до трех), сколько превращаться в главы и, значит, терять всякую конструктивность, но при этом не приобретать дополнительной символичности: ведь нет прямой связи между количеством престолов и количеством шатров. В Введенской церкви, например, престол был один, а шатров – два, а значит «умножение» шатров достаточно произвольно. Этот тип, это свидетельство немного легкомысленного отношения к зодчеству, преращаемому в укрупненное изделие декоративно-прикладного искусства, был достаточно мало распространен: только в Москве и в окружающих ее уездах и только в середине XVII века. И хотя в церкви Введения мы видим все же некоторое упрощение по сравнению с наиболее «столичными» по духу памятниками того же направления, но эта минимальная упрощенность не отнимает ничего от обаяния храмика, показывающего как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристистская в основе придворная архитектура Москвы.

Вл.В.Седов

Библиография: 
Преображенский М.Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 61-62, Л. VII-VIII; Николаев Е.В. По Калужской земле. М., 1970. С. 102–103; Фехнер М.В. Калуга. Боровск. М., 1972. С. 156–159.

вверх

 Архив

   

18.06.2003 VII-MMIII
Вл.В. Седов
Церковь Введения Воротынского монастыря

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна