|
|
SOS
Вл.В. Седов
Усадебный дом в Старой Дубровке
XIII-MMV - 27.03.2005
Общий вид
В относительно глухом, но живописном Спировском районе
Тверской области на окраине села Дубровка (Старая
Дубровка) в заросшем парке
расположена дворянская
усадьба, принадлежавшая
в конце XVIII в. М.Г. Свечину,
прослужившему полтора
десятка лет в Преображенском
полку и знакомому с поэтом
Г.Р. Державиным. Уже эти
сведения заставляют задуматься о вероятном авторстве
Н.А. Львова, жившего и строившего в этой части Тверской
губернии, тоже служившего в Преображенском полку
и дружившего с Державиным.
Предположение об авторстве
Львова для всей усадьбы,
включающей усадебный дом,
погреб-ледник и церковь
(а также парк) было прямо
высказано А.В. Татариновым
в специальной работе. Эта
гипотеза требует максимально внимательного отношения
к архитектуре усадебного дома
и других построек вокруг него.
Интерьер
Следует сказать, что
Спасская церковь, стоящая
при въезде в усадьбу, закончена в 1813 году, то есть 10 лет
спустя смерти Львова, и выполнена в той версии классицизма,
которая далека от манеры этого
архитектора. Каменный погреб
пирамидальной формы действительно похож на работы Львова,
но это может быть характерное
для Тверской земли повторение львовских типов и приемов
(которые, тоже, не есть только
львовские, но часто были впервые
перенесены Львовым из столичной архитектуры в усадьбы).
Интереснее всего усадебный дом, находящийся сейчас
в ужасающем состоянии: крыша
давно отсутствует, падают деревянные перекрытия, трескаются
незащищенные стены. Первый
взгляд на оставшийся объем
двухэтажного дома с четырехколонным портиком с паркового
фасада и квадратным в плане
бельведером с термальными
окнами действительно соблазняет приписать строение
Львову. Несомненное сходство
дома и бельведера с такими
же формами в усадьбе самого
Львова Никольское-Черенчицы
как будто утверждает в этой
атрибуции. Но внимательное
рассмотрение всей композиции
и деталей убранства вносит
слишком много сомнений в эту
на первый взгляд стройную
версию.
План зала
Дело в том, что и портик
на арочном рустованном
основании, и бельведер с полукруглыми окнами и розетками по сторонам, и сами колонны
на постаментах с капителями
некоего неясного ордера, и безордерный фасад с приезда – все эти
формы и детали говорят о работе
робкого мастера, имеющего дело
с устоявшейся схемой стиля,
который он воспроизводит не в
полном объеме, с изъятиями и
искажениями. Даже симпатичный зал в центре дома, в котором
особенно интересны отделявшие часть помещения колонны
(ныне рухнувшие) и полукруглые нишки в стенах, – пример
провинциального эстетства,
интересный, прежде всего, своей
принадлежностью к стилю, чем
настоящей стильностью.
Если автор этого дома
Львов, то он не всегда был хорошим архитектором и допускал
очевидные промахи. Пока таких
слов о беззаветном зодчем-дилетанте сказать нельзя:
документированных провалов
в его художественной биографии нет. Относительно же дома
в Старой Дубровке вернее было
бы предположить не авторство
самого Львова, а вариации местных архитекторов (может быть,
– даже самих помещиков) на темы львовских произведений.
Библиография:
Добровольский И. Тверской
епархиальный статистический
сборник. Тверь, 1901. С. 588;
Татаринов А.В. Львов – автор проекта
усадьбы Дубровка // Гений вкуса.
Материалы научной конференции,
посвященной творчеству Н.А. Львова.
Тверь, 2001. С. 229
вверх
|
 |
|