|
|
SOS
Вл.В. Седов
Стена Борисоглебского монастыря в Торжке
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Вид изнутри
Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является
ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем
примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации
монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими
богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть
превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей
играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь,
тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось
(так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в. фортификации стали
бастионными, и нужда в каменных монастырских кремлях отпала. Однако
вокруг монастырей продолжали строить стены и башни,
которые при меньших, почти игрушечных размерах сохраняли
все видимые признаки фортификаций: бойницы подошвенного и
среднего боя, навесной бой и венчающие зубцы, аркаду
с внутренней стороны стены.

Вид снаружи
Эти почти игрушечные ограды монастырей были
одним из проявлений позднесредневекового исторического
и композиционного сознания: образ монастыря как
крепости уже сложился, и этот образ стремились
воспроизвести в новом строительстве – декоративно,
в меньшем масштабе и без военной серьезности, но с
сохранением не только иконографии, но и инженерных
решений. Этот позднесредневековый
«театр» происходил в провинциальных монастырях в первой
половине XVIII в., тогда как в Петербурге развивалась уже
барочная архитектура Нового Времени. Стены-декорации
были в это время возведены во многих обителях
Замосковного края: в Рождественском во
Владимире, Покровском в Суздале, Лукиановой
пустыни и других. Севернее, за Волгой, мы можем указать
только на великолепную ограду
Антониево-Краснохолмского монастыря.

Фрагмент с датой
Стены Борисоглебского монастыря в Торжке начали
сооружать в 1730-е гг., а закончены они были в 1741 г., о чем
сообщает дата, выложенная из кирпича и помещенная
на западном фронте. Своей видимой серьезностью,
небольшими физическими размерами и ощутимой
декоративностью стены монастыря вписываются в ряд
позднесредневековых оград: здесь есть и аркада
изнутри, и боевой ход, и зубцы, и членящие стену на
прясла лопатки, на которых помещены интересные
барочные «фартуки». Самой интересной деталью
является упомянутая дата – «1741». Это уникальное
свидетельство европеизации русской архитектуры: в этот
период, да и вообще на протяжении XVIII
века дату на фасаде мы увидим лишь на немногих
петербургских зданиях (укажем на ворота Иоанновского
равелина Петропавловской крепости)
и редких зданиях в провинции.
Позднее ограда получила множество дополнений: все
башни относятся уже к более позднему времени, включенную
в ограду надвратную церковь сменила существующая
ныне колокольня, а в 1941 г. в зубцах пробили амбразуры
для стрельбы из винтовок. Но и в
нынешнем, жалостном виде стена сохраняет ценность
архитектурного раритета.
Библиография:
Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. Тверь, 1860. С. 79;
Димитрий (Самбикин). Монастыри и приходские церкви г.Торжка и их
достопримечательности. Тверь, 1903. С. 16
вверх
|
 |
|