приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Церковь в Горницах
II-MMI - 29.01.2002

Общий вид
Интерьер

Этот полуразрушенный храм видит всякий, кто проезжает по дороге из Петербурга в Москву. Он возвышается на холме прямо по оси шоссе, вливающегося в прямоугольную площадь села (Бологовский район Тверской области). Первый взгляд на храм уже говорит о незаурядном мастерстве его строителя, но изучение источников неожиданно открывает авторство одного из известнейших архитекторов барокко -С.И.Чевакинского. Церковь была сооружена в 1763-1767 гг. на месте старого путевого дворца. Основная сумма на строительство храма была дана императрицей Екатериной II.

Только восточная часть памятника построена по проекту Чевакинского, тогда как колокольня и обращенный к дороге дорический портик, приставленный к старому фасаду, выполнены в отточенных и строгих формах петербургского ампира 1820-х гг. и могут быть связаны с именем В.П.Стасова, много строившего для Новгородской губернии, в которую прежде входило Хотилово. Трапезная, эклектический декор фасадов которой не очень умело имитирует фасадное убранство церкви, выстроена во второй половине XIX в.

Общий вид

Первоначальный храм имеет невысокий центрический объем с тремя ризалитами незначительного выноса, размещенными по центру боковых и восточного фасадов. Боковые ризалиты более высокие и имеют два уровня окон. Повышенные кровли соответствующих этим ризалитам "рукавов" вносят в центрическую композицию заметную поперечную ось. Над центром здания возвышается восьмигранный барабан, прежде завершавшийся железным куполом. 

Такая объемная композиция, сочетающая центричность с поперечной осью, своеобразным трансептом, восходит к петербургскому барокко второй четверти XVIII в.: можно указать на сооруженную М.Г.Земцовым церковь Симеона и Анны (1731-1734). Но в хотиловской церкви центричность выражена гораздо ярче и явно "перебарывает" уже почти атрофированную поперечную ось. Подобную схему мы видим в приписываемой Чевакинскому Владимирской церкви в имении Дылицы под Петербургом (1762-1766), но в этом усадебном храме "трансепт" играет еще очень значительную роль.

План

Декор фасадов церкви в Хотилове говорит о желании мастера оставить пышный стиль растреллиевского барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны и перейти к иной, более строгой манере. Это сказывается в ощутимой плоскостности всех форм, которые имеют незначительный рельеф и буквально распластываются по фасадам, лишь подчеркивая объемы. Рустованные лопатки по краям фасадов и ризалитов, арочные и лежачие окна с рамочными наличниками, профилированные карнизы и сдвоенные пилястры на барабане - вот и весь набор декоративных мотивов. За этой плоскостностью и скупостью, кажется, стоит намерение барочного мастера воспроизвести или придумать на месте ранний классицизм. Но барочность у Чевакинского в крови и потому приметы старого стиля проступают во всех деталях: наличники снабжены "ушками", замковые камни выступают наклонно, а лежачие окна второго света изогнуты дугообразно и кажутся частью наличников первого света.

Великолепный памятник переходного стиля, редкое произведение с установленным авторством исчезает на глазах: уже утрачены купол и почти все перекрытия четверика, трескаются стены, падает штукатурка, почти полностью осыпалась масляная живопись в интерьере.

Вл.В.Седов

Библиография: 
Государственный архив Новгородской области. Фонд 480, опись 1, единица хранения 3430, лист. 19 (Клировая ведомость 1883 г.).
Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л. 1983. С. 143.

вверх

 Архив

   
 

16.12.2001 II-MMI
Владимир Седов
Церковь в Горницах

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна