приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Владимир Седов
Валенсия – идеальный город
IX-MMIII - 12.01.2004

 

MVRDV
«Уэрта в 3D»
Проект дома для Социополиса

В этом поселке должны жить разные группы населения: молодежь, инвалиды, пары с детьми и старики. Семей, заметьте, больше нет, есть пары с детьми. Эти 4 группы должны жить в разных домах, то вросших в землю, то приподнятых над ней и накрытых участками садов на кровлях. Все они должны пересекаться друг с другом (в местах отдыха, занятий спортом, на общественных площадках), но не мешать друг другу. Они не должны особенно часто ездить и в город: в поселке есть вся инфраструктура, а кроме того, треть жителей будет работать в офисах, устроенных тут же, в поселке, работать по интернету, по телефону, работать как свободные художники. И все это на фоне уэрты и внутри уэрты, плоды которой можно будет собирать почти целый год. Все это просчитано, выставлен даже общий макет комплекса, где указывается время действия и двигающимися или замирающими светящимися точками обозначаются люди, перемещающиеся по поселку и скапливающиеся то в кафе, то в квартирах, то на спортплощадках. Куратору «Социополиса» около 40 лет, и он решил пригласить для этого проекта своих ровесников, причем тех, кого принято называть thinking architects, «думающими архитекторами». Так что, кроме того что это довольно острый социальный проект, это еще и своеобразная выставка новых или будущих звезд. Сам куратор, Гуаларт, уже прославившийся несколькими футуристическими проектами и двумя странноватыми виллами под Барселоной, предложил круглую в сечении башню, где в разных уровнях, окрашенных в разные цвета, расположены разные функциональные секции: то прачечные, то жилые комнаты, то столовые. Это прямо из сна Веры Павловны, из Чернышевского – жилая стеклянная башня над сельхозугодьями. Немец Вилли Мюллер (Willy Muller) придумал многосоставный гриб, держащийся на лифтовой шахте. Голландцы из уже очень знаменитой группы MVRDV организуют сложные пространства с несколькими уровнями, но накрывают все это сеткой-параллелепипедом, сквозь которую все нутро чуть просвечивает и проступает (подобное решение было этим летом предложено для реконструкции IVAM – Валенсийского института современного искусства – похоже, идея уже пошла в массы). У Тойо Ито (Toyo Ito) органического вида формы (округлые, с патио внутри, но похожие на кусок кальмара) сочетаются друг с другом, а у французов Франсуа Роше и Стефании Лаво (Francois Roche & Stephanie Lavaux) ленты жилья и ленты агрикультуры пересекаются и сплетаются в пряжу какого-то взбесившегося надела. Наконец, у американского архитектора Грега Линна (Greg Linn) культурный центр поселка родился из образа луковицы, а потому провоцирует мысленное «раздевание» этих наслоившихся разноцветных форм, похожих на луковицу или плотный бутон.

Висенте Гуаларт
Вид виллы Hortal («Садовой») близ Барселоны
Главный вход

Висенте Гуаларт
Проект Коммунальной башни для Социополиса

Итак, основной социальной идеей идеального города в представлении авторов «Социополиса» является новое сообщество людей разных возрастов и профессий внутри «медленного города», практически лишенного транспорта и слитого с природой. Формальных идей у «думающих архитекторов» несколько: это и организация нового города-сада как высоких объектов среди полей, и органический характер форм некоторых зданий, и кассетность, взаимозаменяемость и подвижность помещений, и прозрачность блоков, наполненных содержимым, не занимающим весь объем и как бы ждущим дополнения или перемещения. Кажется, что подобные формы, не столько копирующие решения Рема Колхааса или Захи Хадид, сколько развивающие их, и станут основой приближающегося стиля, приход которого предчувствуют многие.

«Социополис» – выставка намеренно трудная и как бы «подставляющаяся»: очень легко обрушиться на эти смутные мечтания новых утопистов, на их деланные формы и их плохо скрываемый пафос новизны. Но если помнить, что это лаборатория, что предложенные здания и весь поселок – это только реторты, процесс в которых не закончился, то упреков можно избежать.

Тадаши Квамата
Макет композиции «Барки» перед старыми доками в Валенсии

Сложнее с другими архитектурны- ми или околоархитектурными проектами валенсийской биеннале. Выставка «Эфемерная архитектура» представляет собой серию инсталляций, а точнее – выгородок из непрочных материалов: газет, плакатов, пластика. Эти выгородки сделаны и на Северном вокзале Валенсии, и на станциях метро, и в аэропорту. Похоже, что перед нами опять результаты лабораторных опытов, но менее удачных, хотя и более законченных. Эти штуки не очень «работают», они не сливаются с местностью и не выскакивают из нее. Гораздо лучше «прижились» экспонаты проекта Solar (руина, пустырь). На узких улицах старых кварталов Валенсии, где возросшие цены на землю привели к сносу многих многоэтажных домов XVI – XIX веков, художники расположили свои картины, инсталляции и объекты. Они таким образом пытались, вместе с кураторами, то ли облагородить руины и помойки, то ли подчеркнуть их гуманистическую сущность. Вышло очень интересно: вместо ностальгии гуляющий испытывает то брезгливость от собаки Олега Кулика на фоне дома Голосова, то эйфорию от сладенькой «Жизни в розовом цвете» Глории Фридман (розовый торец руины с массой кашпо с розами) или сказочно-постмодернистской композиции Пьеро Кастеллини (торец дома с уводящим в грезы порталом), то мистический ужас от живописных завихрений на брандмауэре, созданных Фернандо Кановасом и названных «Оккультными движениями». Некоторые объемные сооружения на маленьких площадях, такие как «Скала с туннелем» Дэнниса Оппенгейма или киоск Паскаля Пино, уже обжиты, вокруг одного тусуются наркоманы, а вокруг другого сидит за столиками открытого кафе респектабельная публика. Эти штуки, делающие чуть более приятным старый город, в отдельных частях довольно противный из-за замусоренных развалин, хорошо вписываются в движение к идеальному городу. Это движение, нервное и неуверенное, дополняет и историческая экспозиция, названная «Микроутопии». Здесь собраны самые разные провокационные «штучки»: космический макетик «Константа» 1959 года, проект «Исход» молодого Колхааса 1972 года, макет характерных «пляшущих» домов Фрэнка Гери 1998 года, деревянная арена Риты Мак-Бридж 1999 года и самые новейшие кучи мусора, мастерски составленные из газет, писавших о биеннале в Валенсии. Это все интересно, но уж больно исторично и как-то холодно. Эмблемой этой экспозиции кажутся старые и дырявые «Барки» Тадаши Каваматы, выставленные при входе и тоже когда-то плававшие в будущее и настоящее.

В целом биеннале в Валенсии явно набирает вес. Для нас это еще очень далекий пункт, почти призрак, да к тому же туда зовут не по представительскому принципу, а по принципу личных симпатий. То, что там выставлено, отнюдь не бесспорно, но этого никто и не вправе ожидать. Мелкие экспозиции, долженствующие показать сотрудничество архитекторов и художников в облагораживании города, очень неровные, но они просто переполнены духом экспериментаторства. Этот же дух, лабораторный и веселый одновременно, особенно ощущается на самой архитектурной выставке, «Социополисе». На проектирование такой утопии наши архитекторы пока не попадают.

<<вернуться

вверх

 Архив

   

 

12.01.2004 IX-MMIII
Владимир Седов
Валенсия – идеальный город

   

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид

   
 

12.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Урбанистика склероза
Даниэль Либескинд

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна