|
|
Зарубежные новости
Григорий Ревзин
Одалиска с компьютером
Заха Хадид
IX-MMIII -
12.01.2004
Район «Vista» в Сингапуре
Проектное предложение. Рендер, 2002
В Вене, в Музее декоративно-прикладного искусства (МАК)
прошла большая выставка Захи
Хадид. Заха Хадид считается
самым перспективным архитектором ближайшего десятилетия, а
саму выставку большинство западных критиков назвали главным
архитектурным событием года.
Во Флоренции Заха Хадид строит
Новый вокзал. С некоторым
удовлетворением отмечу, что
происходит это все-таки на
окраине города. Вокзал выглядит
как последствие геологического
катаклизма. Вдоль железной
дороги она выкапывает глубокий
каньон. Его стены собственно
и являются фасадами вокзала, и в
поезда люди садятся на глубине
25 метров. Этим нас не удивишь,
у нас есть метро. Но предметом
пластического интереса архитектора здесь является, так сказать,
ткань раны в теле флорентийской
земли – края урочища змеятся
так, будто это разрез плоти,
и в разрыве нервного эпидермиса
испуганно пульсируют смущенные
своей обнаженностью внутренние
органы. Душе-, а скорее телораздирающее зрелище.
Ледяной шторм
Инсталляция в выставочном зале MAK. 2003
В Лейпциге Заха Хадид строит
новую фабрику BMW. Это здание
несколько иного свойства, оно
напоминает гигантскую автомобильную развязку. Это нервный
тип пространственных образований – когда идущие друг под
другом дороги вроде бы составляют единое целое, но на самом деле
каждая из них стремится в свою
сторону, каждая отрывается от
другой, одна тянет на запад,
другая на юго-восток, и при этом
еще одна в другую переходит.
Каждый, кто тормозил перед трех-четырехуровневой развязкой, в
растерянности пытаясь проследить траекторию этих скрученных
лент Мебиуса, и понимал, что это
препятствие не взять, вполне
пережил удовольствие от подобной пространственной игры. В
здании фабрики у Захи от трех до
пяти этажей, они переходят друг в
друга, но при этом каждый из них
представляет собой как бы кусок
дороги, идущей в свою сторону,
каждый стремится оторваться от
этого здания и улететь куда-то в
другую сторону прыгающей
электрической петлей на экране
осциллографа.
Проект Нового вокзала во Флоренции
Вид с птичьего полета. Рендер, 2002
Вид с платформы. Рендер, 2002
В Сингапуре Хадид строит целый
городской квартал. Там все происходит таким образом. Сначала
берется простая прямоугольная
сетка плана, на которой обозначаются жилые дома, магистрали,
общественные здания – в общем,
все как положено при строительстве нового городского района.
А потом эту сетку – вместе с домами и магистралями – начинают
гнуть. Знаете, как в компьютере,
когда ухватил мышкой один квадратик сетки и тащишь его, а вслед
за ним изгибается вся сетка,
и квадратики начинают превращаться в какие-то странные лепестки, где-то зажимаются, где-то
широко раскрываются, магистрали трансформируются в удивительные кривые, а стены домов
начинают гнуться будто бы
от чудовищной температуры.
Все это проекты 2002 года, и все
они сейчас реализуются. На выставке это конец длинной линии
из макетов, проектов, фотографий, и всего этого – сотни. Линия
растянута на 20 лет. Заха Хадид
поражает не только каждым
отдельным проектом, но и напором их количества. Экспозиция
кажется довольно-таки полноводной рекой, текущей с чудовищной
скоростью, так что на поверхности
воды образуется бесчисленное
количество воронок, затонов и
омутов отдельных макетов, моделей и мерцающих электронных
картинок отдельных зданий.
Дизайн этой выставки замечателен, ибо он дает возможность не
только увидеть архитектуру Захи
Хадид на картинках, но и непосредственно ощутить ее
пространство. В прямоугольных залах
МАК’а она выстроила змеящийся
лабиринт, стены закрыла натянутыми гнутыми полотнищами –
экранами, на которые проецируются ее проекты – словом, тут
можно понять, каково будет
в реальности в каждой из нарисованных ею построек. Центральный
зал, в котором змея экспозиции
начинается и в которой она
в конце концов возвращается,
представляет гигантскую инсталляцию, которая называется
«Ледяной шторм». Это какие-то
неясные синие пространственные
формы, переходящие друг в друга.
В центре они вздымаются двумя
наклонными пиками, напоминающими голову акулы, в целом композиция вдруг напоминает перетекающие тела Сальвадора Дали
из «Осеннего каннибальства»,
только вместо человеческих голов
и частей тела здесь рыбьи. Мне
не показалось, что здесь можно
почувствовать себя уютно,
но довольно многочисленные
зрители общались с инсталляцией
по-свойски. Помимо всего прочего
Заха Хадид – знамя архитектурно-
го феминизма, и посетитель ее
выставки соответствующий.
В некоторых местах пространственные формы образовывали
своего рода горизонтальные
плоскости, и на них с удовольствием возлежали национально
разнообразные архитектриссы,
телом подлаживаясь под специфику захиного формообразования.
Эта картина немного напоминала
«Турецкие бани» Энгра, и вдруг из
этой аналогии что-то стало
понятно.
далее>>
вверх
|
 |
|