|
|
Зарубежные новости
Владимир Седов
Валенсия – идеальный город
IX-MMIII -
12.01.2004
Фернандо Кановас
Эскиз композиции на торце дома в старой части Валенсии
Часть проекта Solar
Слава у биеннале в Венеции и
даже у биеннале в Стамбуле уже
прочная, и потому за этими
выставками следят внимательно,
их не пропускают. А в Валенсии в
2003 году, с июня по сентябрь,
проходила только вторая художественная биеннале, о которой еще
мало кто слышал у нас, хотя организаторы валенсийского проекта
и утверждают, что на Западе счет
упоминаний об этом событии доходит до астрономических величин.
Прежде всего – несколько слов о
Валенсии, о городе, где биеннале
проводится. Город приморский,
южный и очень старый, еще
римский, но римского ничего не
видно, только какие-то кусочки в
музеефицированных раскопках.
Римлян сменили вестготы, но и от
них осталась только одна крипта с
захоронением неподалеку от
собора. Выгнав вестготов, в
Валенсии надолго утвердились
мавры. Потребовались геройские
подвиги, чтобы в 1238 году отнять
Валенсию у мавров. От последних
тоже ничего материального не
осталось, а вот в XIV – XV веках го-
род пережил настоящий расцвет.
Дело в том, что в это время королевство Арагон с присоединенным
к нему графством Каталонией, а
также Валенсией, Балеарскими
островами и Неаполем, составляло одну из важнейших сил во всем
Средиземноморье. В этом пестром, но очень сильном образовании Валенсия играла не последнюю роль: при завоевании город и
его обширная область были
выделены в особое королевство,
входившее в состав владений
арагонского короля, что, конечно,
давало определенную силу местной знати, а кроме того, здесь
были и стоянка военных кораблей,
и большой торговый порт, и центр
земледелия (земли вокруг носят
название «уэрта»), и пункт
транзитной торговли. Отсюда и
великолепные готические храмы,
и дворцы, и Лонха (шелковая
биржа), и мощные укрепления, от
которых сохранились двое ворот с
башнями по бокам. Открытие
Америки переместило центры
навигации и торговли к югу Испании, но особый статус у Валенсии
оставался и в Новое время, давая
возможность культуре города
сохранять оттенок, отличающий
ее от культуры Мадрида или
Барселоны.
Этот оттенок своеобразия и
вольности Валенсия сохранила и
поныне и даже приумножила его,
сыграв на своей лояльности по отношению к мадридскому центру
на фоне сепаратистских веяний в
большой и богатой Барселоне. Все
только и говорят о том, что в Барселоне не все ладно с ее каталонским языком и каталонским сепаратизмом, тогда как в Валенсии с
ее валенсийским языком
и отсутствием сепаратизма все
очень хорошо: город богатеет (я
был в нем 5 лет назад, и он действительно изменился в сторону
видимого достатка), в нем развивается производство, в нем десятки музеев и очень деятельное
Министерство культуры. Город
известен и как центр современной
архитектуры, как конкурент Бильбао, где лишь один объект поставлен Фрэнком Гери, тогда как в
Валенсии местный уроженец и
мировая звезда Сантьяго Калатрава уже поставил с полдюжины
интригующих своими формами
зданий-объектов.
Мануэль Гауза
Проект для Социополиса
В этом городе с готическими и
барочными колокольнями старых
кварталов, с тремя линиями метро
для 800 тысяч жителей, с осушен-
ной долиной коварной реки Турия,
через которую перекинуты старые
и новые мосты, – в этом городе
биеннале смотрится естественно,
как и задумывалась, то есть как
демонстрация возможностей
современного искусства и архитектуры, преобразить быстро
растущий богатый город. Отсюда
и тема всего проекта – «Идеальный город».
Глория Фридманн
Эскиз композиции «Жизнь в розовом цвете»
Часть проекта Solar
Тема эта, несомненно, провоцирующая и интригующая, хотя бы
потому, что сам «идеальный город»
напоминает об Утопии.
Ее обсуждения можно было бы
ожидать в сохранившихся островках соцлагеря: на Кубе или
в Северной Корее. Но левый дух
в Валенсии, по всей видимости,
никого не пугает, а потому центральной архитектурной экспозицией была сделана выставка
«Социополис». Ее куратор,
барселонский архитектор Висенте
Гуаларт (Vicente Guallart), выбрал некий участок в валенсийской
«уэрте» и решил организовать проектирование небольшого поселка
из многоквартирных домов,
не контрастирующих с цветущими
садами, а гармонично вписывающихся в эти сады.
Олег Кулик
«Архитектурные экстравагантности»
Часть проекта Solar
Вилли Мюллер
Проект дома для Социополиса
Перспектива, разрез и план
То есть перед нами новый город-сад (это если думать о рубеже
XIX – XX веков) или новый райский
сад, «hortulus» (как об этом говорит куратор).
При объяснениях, данных мне
Гуалартом, упоминались «Наркомфин», «Вайсенхоф», «Баухаус»
и даже «Дангауэровка», а значит,
ориентиры понятны: двигаться
будем вперед, в светлое будущее.
Но без экстремизма, толерантно
и гигиенично.
далее>>
вверх
|
 |
|