приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Фаст-фуд-храм
VIII-MMIII - 29.11.2003

Ресторан
Пасадена, Калифорния, США, 2001
Питер Толкин и Джон Байрам (Peter Tolkin, John R.Byram)

 

Ресторан Saladang Song, вид от ворот ограды. Вы ступаете на «священную» территорию, внутри которой укрыт храмик

Недалеко от Лос-Анджелеса, в весьма фешенебельном городе Пасадена построено здание в стиле ориентализирующего Ар Деко – тайский ресторан «Saladang Song». Первый же большой реализованный проект принес своим авторам известность и входит сейчас во все путеводители по городу. Прямоугольный участок 52 х 18 м с севера и востока обнесен монолитными пилонами высотой 6.70 м и шириной 1.30 – 1.80 м, промежутки между ними заполнены стальными перфорированными панелями. Они ограждают большой двор, внутри которого расположен сам ресторан, южная стена двора сплошная, западная образована рестораном. Ресторан состоит из зала, кухни, офиса и квартиры хозяйки в пентхаусе. Конструкция здания – стальная рама, внизу она застеклена, вверху в нее с отступом от несущей балки вставлены бетонные панели.

Вид от дверей ресторана во дворик. Укромное пространство восточного колорита. Интерьер ресторана. Тема «плотность\проницаемость» разыграна и внутри, но по-другому – за счет атектоники стены

Ресторан расположен на подъезде к городу, на одной из самых оживленных улиц, окружают его торговые и промышленные сооружения. Так что функционально это ресторан у автострады, попросту говоря, придорожный фаст-фуд. Типология здания вне плотной городской среды, вне ее эстетических и пространственных ограничений – обычно такая свобода порождает малохудожественные объемы, завлекающие своими возможностями, но не видом. Здесь вместо ангара на обочине – восточный храмовый комплекс.

Ограда и ворота. Едва ли можно догодаться, что за ними – придорожная закусочная.

Ограда комплекса, вид с севера. За счет найденного пропорционального соотношения пилонов и заполнений, получилась стена-экран, прозрачная и неприступная одновременно

Прежде всего ограда. Благодаря пропорциям из стены получились пилоны, массивные, но держащие ритм. Промежутки между ними заполнены проницаемыми металлическими орнаментальными панно. Получается стена-экран, балансирующая между неприступностью и прозрачностью, брутальностью и утонченностью. Очень простой план – прямоугольник в прямоугольнике. Но в результате возникает некая сакральная территория, внутри которой укрыт храмик, у которого, в свою очередь, есть атриум (обеденный зал) и за ним святилище (кухня). На очень небольшом участке созданы разнообразные среды – ворота, площадь, улица – древнее, церемониальное чередование пространств. Игра теней, отбрасываемых стальными панелями (декоративные мотивы были вдохновлены тайскими тканями, все рисунки разные), движущихся по замощению двора, стенам ресторана в течение дня – и больше уже никакого декора не нужно, и так впечатление дворцовое. Крышу ресторана собираются засадить растениями, и тогда это будет настоящий оазис, сады Семирамиды. Есть, впрочем, нюансы, уводящие от иератического восточного ощущения. Храмик-ресторан атектоничен и чуть сдвинут с центральной оси комплекса, иначе все бы смахивало на какой-нибудь мавзолей династии Цинь.

Продольный разрез; поперечный разрез комплекса. План второго этажа, в пентхаусе – квартира хозяйки. План по нулевой отметке

Ворота, площадь, улица – на очень небольшой площади созданы разнообразные, архетипические среды

Один из авторов, Питер Толкин, учился архитектуре в Лос-Анджелесе, потом в Нью-Йорке, некоторое время работал в офисе Фрэнка Гери, потом в Швейцарии. Едва ли можно было предположить, что из такой профессиональной биографии родится подобный проект, тем не менее Толкин выступил здесь со вполне независимым творческим высказыванием. Его работа – стилистически очень характерный американский Ар Деко. Пилонада в сочетании с металлом, испещренным строго геометризованным восточным орнаментом, технически виртуозное исполнение деталей (стальные панели вырезались по новейшим лазерным технологиям), горизонтальный пропорциональный строй, обыгрывание контрастов – тяжести материала и легкости декора, западного комфорта и восточной неги, индустриальности и экзотики. К тому же, идея демократичной роскоши, придорожная закусочная «de luxe». Здесь, в Калифорнии, в Лос-Анджелесе и его окрестностях, находится масса хрестоматийных памятников американского Ар Деко, формально настолько схожих с проектом Толкина и Байрама, что невольно возникает мысль о средовом феномене, к тому же Толкин – из Пасадены. Как будто речь идет о каком-то «Art Deco survival». Конечно, это слишком хорошо, чтобы быть правдой, но этот прекрасный проект – достойный памятник архитектурному золотому веку Калифорнии.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

29.11.2003 VIII-MMIII
Ресторан
Пасадена, Калифорния, США, 2001
Питер Толкин и Джон Байрам (Peter Tolkin, John R.Byram)

   

29.11.2003 VIII-MMIII
Частный дом
Лондон, Великобритания, 2001
Сара Уигглзуорс и Джереми Тилл (Sarah Wigglesworth, Jeremy Till)

   
 

29.11.2003 VIII-MMIII
Учебный центр (Said Business School)
Оксфорд, Великобритания, 2001
Джереми Диксон, Эдвард Джонс (Jeremy Dixon, Edward Jones)

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна