|
|
Зарубежные новости
И купол плывет II-MMI -
16.12.2002

Модель Сан Карло алле Куаттро Фонтане
Лугано, Швейцария
Экспонат выставки
1999 год
Марио Ботта (Mario Botta) совместно со студентами Архитектурной академии Мендоризио
(Mendorisio)
Деревянные планки, из которых собрана
модель, создают ощущение сканирующих
плоскостей.
Постройка Борромини как будто подвергнута
тщательному, слой за слоем, анализу и
создана заново
В 1999 году в Лугано, в Музео кантонале д`арте, прходила выставка, посвященная 400-летию Карло Борромини. К этой выставке на озере в парке Чьяно Марио Ботта вместе со студентами Архитектурной академии Мендоризио соорудил грандиозную деревянную модель церкви Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. Сооружение превратилось в крупный парковый павильон -- высота модели почти 33 метра. Она сложена из 35 000 деревянных планок, каждая толщиной 4,5 см, которые схвачены стальными троссами, прикрепленными к стальной раме, весящей 90 тонн.
400-летний юбилей Борромини ознаменовался серией научных конференций, сборников, монографий, посвященных самому "сумасшедшему" архитектору эпохи барокко. Его наследие заново осмыслялось, классифицировалось, уточнялись датировки и конкретные исторические обстоятельства его деятельности. Результатом всей этой работы и стала выставка в Лугано. По замыслу устроителей, она должна была стать большим общественным событием. Таким образом, перед Марио Ботта стояла задача превратить академическую экспозицию, посвященную мастеру, умершему три века назад, в зрелище, способное увлечь собой далеких от архитектуры зрителей.
Ботта выстроил разрез купола Сан Карло в натуральную величину, переосмыслив прием профессионального архитектурного языка в прием сценографии. Ход, в значительной степени подсказанный самой архитектурой барокко с ее театральностью и с преобразованием театральной сцены в образ дома, у которого отрезана одна стена. И одновременно -- остросовременный из-за особенностей построения самого разреза.
Деревянные плоскости, из которых строится модель, создают ощущение последовательного, по слоям, анализа постройки Борромини.

Нам ясно показано, что это не модель-проект того, что будет построено, но модель-обмер, результат препарирования постройки. Причем препарирования компьютерного -- так, будто модель выстраивалась в результате сканирования купола Сан Карло в параллельных плоскостях, следующих друг за другом по вертикальным нивелировочным отметкам с шагом в 4,5 см. Собственно, деревянный куб, плавающий посреди озера, выглядит как увеличенная до 33 метров внутренность монитора, в экране которого вырезан, выгрызен внутренний объем купола. Это создает достаточно сложный эффект модели как виртуального объекта, который присутствует в трехмерной реальности физического мира, и, одновременно, является компьютерным глюком. Его можно увидеть, но до него невозможно добраться, потрогать -- он пребывает среди вод озера. Это реальное явление виртуальности и завораживало посетителей выставки, вышедшей далеко за рамки профессиональной аудитории.
Этот ход в определенной степени строится на той элементарной истине, что архитектурный проект есть объект параллельной реальности по определению -- его нет в реальности, и одновременно он представляет реальность. С момента возникновения архитектуры авангарда и по сию пору существует вопрос о структуре авангардного жеста в отношении классики. Марио Ботта предложил самую минималистскую версию этого жеста. С классикой ничего не делается, она ничем не достраивается и ни до чего не упрощается. Она просто режется пополам в полном соответствии с канонами классической архитектурной подачи. Элементарный разрез, которым Борромини владел ничуть не хуже Ботты, оказывается самой радикальной авангардизацией классики. Он переводит архитектуру в виртуальный мир объектов, одновременно и несомненных, и сомнительных в реальности своего существования.
Людмила Каштанова.
вверх
|
 |
|