приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

И купол плывет
II-MMI - 16.12.2002

 

Модель Сан Карло алле Куаттро Фонтане Лугано, Швейцария Экспонат выставки 1999 год Марио Ботта (Mario Botta) совместно со студентами Архитектурной академии Мендоризио (Mendorisio)
Деревянные планки, из которых собрана модель, создают ощущение сканирующих плоскостей.
Постройка Борромини как будто подвергнута тщательному, слой за слоем, анализу и создана заново

В 1999 году в Лугано, в Музео кантонале д`арте, прходила выставка, посвященная 400-летию Карло Борромини. К этой выставке на озере в парке Чьяно Марио Ботта вместе со студентами Архитектурной академии Мендоризио соорудил грандиозную деревянную модель церкви Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме. Сооружение превратилось в крупный парковый павильон -- высота модели почти 33 метра. Она сложена из 35 000 деревянных планок, каждая толщиной 4,5 см, которые схвачены стальными троссами, прикрепленными к стальной раме, весящей 90 тонн.

400-летний юбилей Борромини ознаменовался серией научных конференций, сборников, монографий, посвященных самому "сумасшедшему" архитектору эпохи барокко. Его наследие заново осмыслялось, классифицировалось, уточнялись датировки и конкретные исторические обстоятельства его деятельности. Результатом всей этой работы и стала выставка в Лугано. По замыслу устроителей, она должна была стать большим общественным событием. Таким образом, перед Марио Ботта стояла задача превратить академическую экспозицию, посвященную мастеру, умершему три века назад, в зрелище, способное увлечь собой далеких от архитектуры зрителей. Ботта выстроил разрез купола Сан Карло в натуральную величину, переосмыслив прием профессионального архитектурного языка в прием сценографии. Ход, в значительной степени подсказанный самой архитектурой барокко с ее театральностью и с преобразованием театральной сцены в образ дома, у которого отрезана одна стена. И одновременно -- остросовременный из-за особенностей построения самого разреза. Деревянные плоскости, из которых строится модель, создают ощущение последовательного, по слоям, анализа постройки Борромини. 





Нам ясно показано, что это не модель-проект того, что будет построено, но модель-обмер, результат препарирования постройки. Причем препарирования компьютерного -- так, будто модель выстраивалась в результате сканирования купола Сан Карло в параллельных плоскостях, следующих друг за другом по вертикальным нивелировочным отметкам с шагом в 4,5 см. Собственно, деревянный куб, плавающий посреди озера, выглядит как увеличенная до 33 метров внутренность монитора, в экране которого вырезан, выгрызен внутренний объем купола. Это создает достаточно сложный эффект модели как виртуального объекта, который присутствует в трехмерной реальности физического мира, и, одновременно, является компьютерным глюком. Его можно увидеть, но до него невозможно добраться, потрогать -- он пребывает среди вод озера. Это реальное явление виртуальности и завораживало посетителей выставки, вышедшей далеко за рамки профессиональной аудитории. Этот ход в определенной степени строится на той элементарной истине, что архитектурный проект есть объект параллельной реальности по определению -- его нет в реальности, и одновременно он представляет реальность. С момента возникновения архитектуры авангарда и по сию пору существует вопрос о структуре авангардного жеста в отношении классики. Марио Ботта предложил самую минималистскую версию этого жеста. С классикой ничего не делается, она ничем не достраивается и ни до чего не упрощается. Она просто режется пополам в полном соответствии с канонами классической архитектурной подачи. Элементарный разрез, которым Борромини владел ничуть не хуже Ботты, оказывается самой радикальной авангардизацией классики. Он переводит архитектуру в виртуальный мир объектов, одновременно и несомненных, и сомнительных в реальности своего существования.

Людмила Каштанова.

вверх

 Архив

   

 

16.12.2001 II-MMI
И купол плывет 
Модель Сан Карло алле Куаттро Фонтане
Лугано, Швейцария. Экспонат выставки 1999 год

   

16.12.2001 II-MMI
Девушкам с запросами нравятся руины
Жилой дом
Монпелье, Франция 2000 год

   
 

16.12.2001 II-MMI
Хай-Тек "Провансаль"
Деревенский дом От-Прованс, Франция
Реконструкция 1995 год

   
 

16.12.2001 II-MMI
Дом благоденствующего альпиниста
Замок Юфаль, Штабен, Италия
Реконструкция, 1997 год

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна