приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Владимир Белоголовский
Питер Айзенман: «Пришлите нам русских!»
X-MMIV - 31.05.2004

WEXNER CENTER при Университете штата Огайо. Построенный в 1989 году Центр – первое значительное здание архитектора. Это риторическое здание, которому есть что сказать: находящие одна на другую ортогональные сети, восстановленные исторические фрагменты, незавершенные опоры, надломленные балки, наклоненные стены, скошенные углы, повернутые оконные профили и смещенные цветочные клумбы. Все это не просто прихоть архитектора, а, по его утверждению, следствие аналитического прочтения конкретного участка. Перед началом любого проекта Айзенман выстраивает абстрактную карту из найденных на участке следов: оставшиеся руины, топографические контуры, неосуществленные когда-то проекты, проходящие рядом транспортные магистрали и так далее. Возникшее сложное сетчатое нагромождение и есть участок для нового проекта.

По просьбе «Проект Классика» с основателем деконструктивизма Питером Айзенманом в Нью-Йорке встретился Владимир Белоголовский

Владимир Белоголовский: Что привело вас в архитектуру?

Питер Айзенман: Подростком я ничего не знал об архитектуре. Однако я всегда интересовался изобразительным искусством и любил рисовать. В сороковые годы, во времена моей юности, в Соединенных Штатах мальчишки не увлекались искусством. Они интересовались машинами и любили возиться в автомастерских. Искусством занимались девчонки. Поэтому я никогда не изучал изобразительное искусство в школе. Поступив в Корнельский университет, я, как и все, изучал общие предметы. Моим старшим товарищем был студент архитектурного факультета. Он делал макеты, чертил, рисовал... Я помогал ему, потому что в детстве я мастерил модели аэропланов. Это было очень популярно во время войны. Тогда-то я подумал: я могу заниматься в университете и делать такое! Это великолепно! Так, познакомившись с этим студентом, я решил, что хочу быть архитектором. Так все и началось.

Ваше имя ассоциируется с деконструктивизмом. Почему вы считаете, что архитектура должна быть критической и вступать в теоретическую полемику?

Во все времена архитектура была и остается искусством критическим. Архитектура призвана подвергать сомнению традиции и устои, и поэтому она критическая. История любой дисциплины сводится к взлому устоев. Уникальность архитектуры в том, что она должна создавать места и в то же время она смещает эти места. Она должна быть функциональной и в то же время она смещает функциональность. Я думаю, что любое великое произведение, будь то фильм, симфония или любое другое явление искусства, должно нести в себе критику. Это естественная реакция на то, что существует сегодня, чтобы создать то, что будет завтра. И единственный способ создать то, что будет, это не повторять то, что есть. Это так просто.

Что же такое архитектура?

Это почти то же самое, как если бы вы спросили меня – что такое искусство? Ведь это так очевидно. Архитектура – это критическая культурная деятельность, которая отражает жизнь общества, его мысли и чувства на различных этапах истории. То же самое делают музыка, литература или поэзия. Это очень широкое понятие. Но я могу сказать, чем архитектура не является. Это не жилье и не функциональность. Архитектура не решает вопросы, а наоборот, порождает их. Она не решает проблемы, а наоборот, создает новые.

Заказчики надеются на разрешение проблем и на удовлетворение своих насущных интересов.

Но это не так. В этом-то и есть неправильное представление людей об архитектуре.

Офис Питера Айзенмана
Подготовка модели к архитектурному биеннале в Венеции. 1996

Какими бы словами вы описали свою архитектуру?

Критическая, слабая форма, антидиалектическая, антиметафизическая, сконцентрированная на внутренней проблематике, ориентированная внутрь, решающая проблему соприкосновения с землей и так далее.

Пиранези, Хомский и Деррида – имена, наиболее часто встречающиеся в текстах, посвященных айзенмановской архитектуре. Что вас связывает больше всего с каждым из них?

Во-первых, Пиранези был критическим архитектором. Он создал проекты, которые объединили реальные здания с выдуманными. Он выдумал целые города и выразил разные идеи пространства и времени. Я бы сказал, что больше всего меня связывает с Пиранези идея промежуточного пространства. То, что Пиранези создал в своем проекте Campo Marzio, было промежуточным пространством. Это не было случайным остаточным пространством, это было открытием четко определенного пространства, позитивно артикулированного. Хомского я открыл для себя давно, когда был увлечен идеями лингвистики. Существует такое понятие в языках, как глубокая структура. Любой язык основывается на интуитивной механике того, что мы с вами понимаем. Все языки, включая музыкальный и любой визуальный, обладают глубокой структурой, и в этом я вижу свою связь с Хомским. Деррида говорит, что нет ничего, что бы существовало раньше всего остального. Нет единой правды. Не существует абсолютного начала. Все открыто перед следами начал. До того как появилось что-то, существовал след чего-то. До того как появилось что-то, этого чего-то не было. Отсутствие всегда предшествует присутствию, потому что не было бы присутствия, если бы первоначально не было отсутствия. Подобные философские взгляды и связывают меня с Дерридой. Другими словами – сплетение следов или то, что я называю intertextuality.

далее>>

вверх

 Архив

   

 

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Белоголовский
Питер Айзенман: «Пришлите нам русских!»

   

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Георгий Цыпин: «Я не планировал сходства с этим чудовищным сюжетом. Оно пришло само»

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна