|
|
Зарубежные новости
Мегалитический банк VII-MMIII -
25.06.2003
Здание сберегательного банка
Гранада, Испания, 2002
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)
Интерьер банка, «имплювиум света». Свет заливает атриум,
легко проникая внутрь сквозь каменные решетки крыши и
внешних стен, стеклянные стенки офисов, расположенных
по периметру
Ко всемирно известным достопримечательностям Гранады
– Альгамбре, дворцу Карла V и кафедральному собору – теперь
прибавилась третья. Здание банка «Каха Генераль де Аоррос»,
высящееся на окраине города, всем своим видом заявляет о том,
что намерено простоять здесь века. Его автор – знаменитый
и за пределами Испании мадридец Альберто Кампо Баеса (о другой
его постройке ПК писал в № 6), на сегодняшний день это самое
значительное его произведение. Банкам иногда везет с архитектурой – от Английского банка Джона
Соана до «Ллойдз билдинг» Ричарда Роджерса, можно найти
еще массу достойных примеров – великие архитекторы считали
такой заказ достойным поводом для концептуального высказывания. Баеса в этой постройке
исследует потенциал классической традиции в ее генетическом
средиземноморском контексте и подтверждает свою репутацию
одного из самых интересных современных «классицизирующих
модернистов».
Внешний вид банка. Жесткий геометризм и монументальность
приближают здание к эстетике 30-х годов прошлого века. Сурового вида
решетка сугубо функциональна
Внешний объем здания близок к кубическому, такая материализация идеи устойчивости и такой
пропорциональный строй отсылают к 30-м годам прошлого
века, когда классическая монументальность возводилась
к простейшим геометрическим формам. Фасады соответствуют
стилистике тех лет – в своем последовательном жестком
геометризме Баеса не побоялся сделать их прямо-таки муссолиниевскими. Глубокая каменная
решетка (функционально это жалюзи, защита от солнца) –
воплощенная надежность. Проход к зданию сквозь высокую
бетонную стену с прилегающим замощенным двором с чахлыми
деревцами – впечатление весьма тоталитарное. Если бы не
интерьер.
План первого и план типового этажей. При внешней
статике объема, в плане нет полной симметрии – столбы
смещены относительно геометрического центра атриума, к
южной паре столбов примыкает аудитория
Интерьер и есть здесь главная находка. Его тема – огромный
атриум на всю высоту здания, «имплювиум света», как называет
его автор. Баеса спроектировал развитый подземный уровень и
убрал туда большинство функций, например, хранилища и компьютерное обеспечение, семь этажей
офисов разместил по периметру стен в прозрачных футлярах –
так возникло фантастическое свободное пространство с
четырьмя огромными круглыми столбами, освещаемое сверху
через монолитную решетку, все насквозь проницаемое светом.
Свет, падающий сверху, движущийся по каменному
замощению, как в римском Пантеоне, придает пространству
космическое измерение, проходя- щий сквозь стеклянные стенки
офисов, открывает атриум воздуху, льющийся сквозь
алебастр, становится мистическим сиянием, как в раннехристианских мавзолеях. Классическая
тема «свет и материал» проанализирована на уровне
чистоты первоэлементов. Его стены в разной степени
прозрачны и лишены тектоники. Даже удивительно, как в одной
постройке соединились внешне грозная неприступность и
безмятежность внутри. Так бывает в соборах – снаружи крепость,
внутри рай – Баеса создал своего рода храмовое пространство,
грандиозное, возвышенное, вневременное, от которого
захватывает дух.
На поперечном разрезе видно, что масса здания и объем
пустого внутреннего пространства равны. В этой постройке
пустота обретает значение, не меньшее, чем само «тело»
здания
С севера внутренние стены атриума сделаны из алебастра –
материала, заставляющего вспомнить византийскую или
романскую архитектуру, но там он встречался в виде маленьких
фрагментов, например, оконных решеток. Здесь это панели
светящегося камня почти на всю высоту внутреннего пространства.
Небольшие пластины, укрепленные на стальной решетке, все чуть
разные по размеру и текстуре, подвижные, если к ним
прикоснуться.
Две внутренние стены атриума сделаны из алебастра –
в византийских и романских храмах его вставляли в окна.
Свет, льющийся сквозь камень, становится мистическим
сиянием
Интерьер, облицованный светлым полированным травертином,
слишком обобщенный и стерильный по сравнению со средиземноморскими христианскими
соборами и слишком светлый по сравнению с северными.
Такое сочетание массы камня и омывающей ее свето-воздушной
среды напоминает более древнюю типологию, в этом мегалите есть
что-то египетское. Как, например, в карнакском
храме, где массивность не подавляет, а свет не дематериализует. Автора вдохновляли некие
первоидеи, созданная им внутренняя структура – собственно стоечно-балочная система,
эффектный и достойный оммаж истоку архитектуры. Правда,
в композиции Баеса уходит от полной статики и симметрии –
четыре столба чуть сдвинуты относительно геометрического
центра атриума, внутренние стены решены по-разному. С юга в
атриум вдается глухой прямоугольный объем (в нем
размещена аудитория), одна пара столбов уходит в него. Объем
облицован тем же травертином, что и пол, так что кажется частью
единого тела здания, хоть и не понятной и как будто не мотивированной. Но эта часть подчиняется
собственным законам здания, как в Карнаке, где композиционные
сдвиги обусловлены временными наслоениями, а также его
собственной масштабной шкале, очевидно не человеческой.
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|