приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Мегалитический банк
VII-MMIII - 25.06.2003

Здание сберегательного банка
Гранада, Испания, 2002
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

Интерьер банка, «имплювиум света». Свет заливает атриум, легко проникая внутрь сквозь каменные решетки крыши и внешних стен, стеклянные стенки офисов, расположенных по периметру

Ко всемирно известным достопримечательностям Гранады – Альгамбре, дворцу Карла V и кафедральному собору – теперь прибавилась третья. Здание банка «Каха Генераль де Аоррос», высящееся на окраине города, всем своим видом заявляет о том, что намерено простоять здесь века. Его автор – знаменитый и за пределами Испании мадридец Альберто Кампо Баеса (о другой его постройке ПК писал в № 6), на сегодняшний день это самое значительное его произведение. Банкам иногда везет с архитектурой – от Английского банка Джона Соана до «Ллойдз билдинг» Ричарда Роджерса, можно найти еще массу достойных примеров – великие архитекторы считали такой заказ достойным поводом для концептуального высказывания. Баеса в этой постройке исследует потенциал классической традиции в ее генетическом средиземноморском контексте и подтверждает свою репутацию одного из самых интересных современных «классицизирующих модернистов».

Внешний вид банка. Жесткий геометризм и монументальность приближают здание к эстетике 30-х годов прошлого века. Сурового вида решетка сугубо функциональна

Внешний объем здания близок к кубическому, такая материализация идеи устойчивости и такой пропорциональный строй отсылают к 30-м годам прошлого века, когда классическая монументальность возводилась к простейшим геометрическим формам. Фасады соответствуют стилистике тех лет – в своем последовательном жестком геометризме Баеса не побоялся сделать их прямо-таки муссолиниевскими. Глубокая каменная решетка (функционально это жалюзи, защита от солнца) – воплощенная надежность. Проход к зданию сквозь высокую бетонную стену с прилегающим замощенным двором с чахлыми деревцами – впечатление весьма тоталитарное. Если бы не интерьер.

План первого и план типового этажей. При внешней статике объема, в плане нет полной симметрии – столбы смещены относительно геометрического центра атриума, к южной паре столбов примыкает аудитория

Интерьер и есть здесь главная находка. Его тема – огромный атриум на всю высоту здания, «имплювиум света», как называет его автор. Баеса спроектировал развитый подземный уровень и убрал туда большинство функций, например, хранилища и компьютерное обеспечение, семь этажей офисов разместил по периметру стен в прозрачных футлярах – так возникло фантастическое свободное пространство с четырьмя огромными круглыми столбами, освещаемое сверху через монолитную решетку, все насквозь проницаемое светом. Свет, падающий сверху, движущийся по каменному замощению, как в римском Пантеоне, придает пространству космическое измерение, проходя- щий сквозь стеклянные стенки офисов, открывает атриум воздуху, льющийся сквозь алебастр, становится мистическим сиянием, как в раннехристианских мавзолеях. Классическая тема «свет и материал» проанализирована на уровне чистоты первоэлементов. Его стены в разной степени прозрачны и лишены тектоники. Даже удивительно, как в одной постройке соединились внешне грозная неприступность и безмятежность внутри. Так бывает в соборах – снаружи крепость, внутри рай – Баеса создал своего рода храмовое пространство, грандиозное, возвышенное, вневременное, от которого захватывает дух.

На поперечном разрезе видно, что масса здания и объем пустого внутреннего пространства равны. В этой постройке пустота обретает значение, не меньшее, чем само «тело» здания

С севера внутренние стены атриума сделаны из алебастра – материала, заставляющего вспомнить византийскую или романскую архитектуру, но там он встречался в виде маленьких фрагментов, например, оконных решеток. Здесь это панели светящегося камня почти на всю высоту внутреннего пространства. Небольшие пластины, укрепленные на стальной решетке, все чуть разные по размеру и текстуре, подвижные, если к ним прикоснуться.

Две внутренние стены атриума сделаны из алебастра – в византийских и романских храмах его вставляли в окна. Свет, льющийся сквозь камень, становится мистическим сиянием

Интерьер, облицованный светлым полированным травертином, слишком обобщенный и стерильный по сравнению со средиземноморскими христианскими соборами и слишком светлый по сравнению с северными. Такое сочетание массы камня и омывающей ее свето-воздушной среды напоминает более древнюю типологию, в этом мегалите есть что-то египетское. Как, например, в карнакском храме, где массивность не подавляет, а свет не дематериализует. Автора вдохновляли некие первоидеи, созданная им внутренняя структура – собственно стоечно-балочная система, эффектный и достойный оммаж истоку архитектуры. Правда, в композиции Баеса уходит от полной статики и симметрии – четыре столба чуть сдвинуты относительно геометрического центра атриума, внутренние стены решены по-разному. С юга в атриум вдается глухой прямоугольный объем (в нем размещена аудитория), одна пара столбов уходит в него. Объем облицован тем же травертином, что и пол, так что кажется частью единого тела здания, хоть и не понятной и как будто не мотивированной. Но эта часть подчиняется собственным законам здания, как в Карнаке, где композиционные сдвиги обусловлены временными наслоениями, а также его собственной масштабной шкале, очевидно не человеческой.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

25.06.2003 VII-MMIII
Здание сберегательного банка
Гранада, Испания
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

   

25.06.2003 VII-MMIII
Парковый павильон
Бургундия, Франция. Реконструкция
Дирк ван Постел (Dirk van Postel)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Австрийский культурный центр
Нью-Йорк, США
Рейманд Абрахам (Raimund Abraham)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Константин Бойм: «Я умею неприсутствовать лучше других»

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Плохие вещи Константина Бойма
Григорий Ревзин

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна