|
|
Зарубежные новости
Храм уединенного моста VII-MMIII -
25.06.2003
Парковый павильон
Бургундия, Франция. Реконструкция, 2002
Дирк ван Постел (Dirk van Postel)
Бывшая опора железнодорожного моста, затем руина, а
теперь парковый павильон с сюрпризом. Южный фасад.
В нижнем уровне находится потайная комната, в верхнем –
ошеломительная смотровая площадка
Функция этого сооружения так неожиданна для сегодняшней
жизни, что даже вызывает некоторое недоумение – смущенно начинаешь припоминать, что,
действительно, ведь где-то продолжают функционировать
загородные дворцы с парками, и почему бы не проектировать
для этих парков павильоны – не чайные беседки и не баньки,
а маленькие архитектурные шедевры, своей изысканностью
подчеркивающие живописность пейзажа. Затея, достойная
королей, тем более, что в этом парке неподалеку расположен
изящный октагональный павильон XVIII века, построенный
для уединенных прогулок герцогини Оранской и носящий
название, разумеется, «Храм любви»; сейчас это летний дом
заказчика.
Генплан участка с бывшей веткой железной дороги,
павильоном и «Храмом любви»; план павильона по
верхнему уровню; продольный разрез; боковой фасад
То, что ван Постель преобразил в романтический павильон для
размышлений и созерцаний, было всего-навсего опорой
железнодорожного моста через реку Серэн (она ограничивает этот
участок парка с юга), так что формально это реконструкция.
Железную дорогу и мост давно разобрали, и опора осталась как
руина – тоже, кстати, одна из тем пейзажного парка, – пока внутри
нее случайно не обнаружилось маленькое потайное помещение.
Такие делались в мостах на случай войны, при необходимости туда
можно было заложить взрывчатку и взорвать мост. Заказчика этот
неожиданно найденный подвальчик очаровал своей таинственностью, и он решил, что это повод
для создания небольшого паркового приключения.
Вмешательства должны были быть минимальными, однако
павильону требовалось полноценное помещение – им стала
комната второго этажа со стенами из стеклянных панелей, несущих
плоскую кровлю; со стороны реки, над обрывом, сделана маленькая
балюстрада, четыре стеклянные двери открывают доступ и обеспечивают вентиляцию. Потайная
комната была рассекречена – в белой известняковой кладке
южной стены не без труда была пробита узкая дверка, а в полу
верхнего помещения сделан закрытый стеклянной панелью
люк. Архитектор был ограничен в средствах выразительности –
пусть речь идет о довольно специфической реконструкции,
стеклянная структура, обеспечивающая минимум присутствия
нового и максимум уважения к старому, была неизбежным и
логичным ходом. Однако, то, что получилось в результате, изумляет
артикулированностью творческого высказывания и цельностью
образа.
По этой аллее проходила когда-то железная дорога, а там,
где стоит прозрачная беседка, начинался мост. Теперь этот
парк – снова место для уединенных прогулок, как во
времена герцогини Оранской
Одним лаконичным жестом ван Постель превратил фрагмент
инженерной конструкции в настоящую архитектуру, своей
достройкой он определил членения и этим создал здание.
В результате появилась поразительная неоклассическая постройка, благородством пропорций
вызывающая ассоциации с Палладио, монументальностью
масштаба и лапидарностью форм – с Леду. Она идеально вписана в
ландшафт, как будто была здесь всегда – характерный genius loci
классики эпохи романтизма. Еще павильон кажется каким-то
неизвестным ранее типом классического храма с весьма
логичной структурой. Он явно посвящен какому-то хтоническому
божеству – храмик как бы вырастает из склона холма, у него
есть тайное святилище внизу, жилище божества, и открытое
помещение наверху, вероятно, для оракулов.
Павильон-храмик, боковой фасад; вид на окрестные леса
и спуск в потайную комнату из верхнего помещения;
вид на «Храм любви» от северного фасада
Но это, скорее, научная мистификация, вполне в духе эпохи
Просвещения. Это не настоящий храм, точнее, не более храм, чем
все многочисленные «Храмы любви» и «Храмы дружбы». Это
парковая забава, хитроумно выстроенный кунштюк – вы идете
по прямой, как стрела, аллее (бывшая линия железной дороги)
и впереди видите совершенно прозрачный павильон, заходите,
и у вас захватывает дыхание – вы на краю пропасти, перед
вами распахивается фантастический вид на реку и леса, а под
ногами обнаруживается спуск в какой-то потаенный грот.
Этот павильон можно было бы назвать «Храм философа».
В одной точке явлен весь универсум – божественный космос,
подземный мир и человек на границе сред и стихий – как у
Каспара Давида Фридриха, только здесь романтический
синтез осуществлен без трагизма, фатализма и непреодолимых конфликтов, он
гармоничен и возвышенно созерцателен.
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|