приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Храм уединенного моста
VII-MMIII - 25.06.2003

Парковый павильон
Бургундия, Франция. Реконструкция, 2002
Дирк ван Постел (Dirk van Postel)

Бывшая опора железнодорожного моста, затем руина, а теперь парковый павильон с сюрпризом. Южный фасад. В нижнем уровне находится потайная комната, в верхнем – ошеломительная смотровая площадка

Функция этого сооружения так неожиданна для сегодняшней жизни, что даже вызывает некоторое недоумение – смущенно начинаешь припоминать, что, действительно, ведь где-то продолжают функционировать загородные дворцы с парками, и почему бы не проектировать для этих парков павильоны – не чайные беседки и не баньки, а маленькие архитектурные шедевры, своей изысканностью подчеркивающие живописность пейзажа. Затея, достойная королей, тем более, что в этом парке неподалеку расположен изящный октагональный павильон XVIII века, построенный для уединенных прогулок герцогини Оранской и носящий название, разумеется, «Храм любви»; сейчас это летний дом заказчика.

Генплан участка с бывшей веткой железной дороги, павильоном и «Храмом любви»; план павильона по верхнему уровню; продольный разрез; боковой фасад

То, что ван Постель преобразил в романтический павильон для размышлений и созерцаний, было всего-навсего опорой железнодорожного моста через реку Серэн (она ограничивает этот участок парка с юга), так что формально это реконструкция. Железную дорогу и мост давно разобрали, и опора осталась как руина – тоже, кстати, одна из тем пейзажного парка, – пока внутри нее случайно не обнаружилось маленькое потайное помещение. Такие делались в мостах на случай войны, при необходимости туда можно было заложить взрывчатку и взорвать мост. Заказчика этот неожиданно найденный подвальчик очаровал своей таинственностью, и он решил, что это повод для создания небольшого паркового приключения. Вмешательства должны были быть минимальными, однако павильону требовалось полноценное помещение – им стала комната второго этажа со стенами из стеклянных панелей, несущих плоскую кровлю; со стороны реки, над обрывом, сделана маленькая балюстрада, четыре стеклянные двери открывают доступ и обеспечивают вентиляцию. Потайная комната была рассекречена – в белой известняковой кладке южной стены не без труда была пробита узкая дверка, а в полу верхнего помещения сделан закрытый стеклянной панелью люк. Архитектор был ограничен в средствах выразительности – пусть речь идет о довольно специфической реконструкции, стеклянная структура, обеспечивающая минимум присутствия нового и максимум уважения к старому, была неизбежным и логичным ходом. Однако, то, что получилось в результате, изумляет артикулированностью творческого высказывания и цельностью образа.

По этой аллее проходила когда-то железная дорога, а там, где стоит прозрачная беседка, начинался мост. Теперь этот парк – снова место для уединенных прогулок, как во времена герцогини Оранской

Одним лаконичным жестом ван Постель превратил фрагмент инженерной конструкции в настоящую архитектуру, своей достройкой он определил членения и этим создал здание. В результате появилась поразительная неоклассическая постройка, благородством пропорций вызывающая ассоциации с Палладио, монументальностью масштаба и лапидарностью форм – с Леду. Она идеально вписана в ландшафт, как будто была здесь всегда – характерный genius loci классики эпохи романтизма. Еще павильон кажется каким-то неизвестным ранее типом классического храма с весьма логичной структурой. Он явно посвящен какому-то хтоническому божеству – храмик как бы вырастает из склона холма, у него есть тайное святилище внизу, жилище божества, и открытое помещение наверху, вероятно, для оракулов.

Павильон-храмик, боковой фасад; вид на окрестные леса и спуск в потайную комнату из верхнего помещения; вид на «Храм любви» от северного фасада

Но это, скорее, научная мистификация, вполне в духе эпохи Просвещения. Это не настоящий храм, точнее, не более храм, чем все многочисленные «Храмы любви» и «Храмы дружбы». Это парковая забава, хитроумно выстроенный кунштюк – вы идете по прямой, как стрела, аллее (бывшая линия железной дороги) и впереди видите совершенно прозрачный павильон, заходите, и у вас захватывает дыхание – вы на краю пропасти, перед вами распахивается фантастический вид на реку и леса, а под ногами обнаруживается спуск в какой-то потаенный грот. Этот павильон можно было бы назвать «Храм философа». В одной точке явлен весь универсум – божественный космос, подземный мир и человек на границе сред и стихий – как у Каспара Давида Фридриха, только здесь романтический синтез осуществлен без трагизма, фатализма и непреодолимых конфликтов, он гармоничен и возвышенно созерцателен.

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

25.06.2003 VII-MMIII
Здание сберегательного банка
Гранада, Испания
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

   

25.06.2003 VII-MMIII
Парковый павильон
Бургундия, Франция. Реконструкция
Дирк ван Постел (Dirk van Postel)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Австрийский культурный центр
Нью-Йорк, США
Рейманд Абрахам (Raimund Abraham)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Константин Бойм: «Я умею неприсутствовать лучше других»

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Плохие вещи Константина Бойма
Григорий Ревзин

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна