|
|
Зарубежные новости
Щель в Ар Деко VII-MMIII -
25.06.2003
Австрийский культурный центр
Нью-Йорк, США, 2002
Рейманд Абрахам (Raimund Abraham)
На фоне стерильной геометрии классического модернизма
австрийцы выделились своей эстетской декоративностью
– новое здание их культурного центра похоже на булавку
для галстука эпохи Ар Деко
Новое здание появилось в самом сердце Манхеттена, буквально
вклинившись между домами на очень престижной и архитектурно
знаменитой улице – неподалеку стоят здание CBS Сааринена и
Seagram Building Миса ван дер Роэ. Так что в принципе положение
могло бы обязать, однако трудно себе представить что-то менее
похожее на несколько занудную безупречность классического
модернизма Миса и Сааринена, чем проект Абрахама.
План первого этажа, входная зона и выставочное
пространство; план антресоли, выставочное пространство
и кафе; план второго этажа, театр; план шестнадцатого
этажа, квартира директора; план крыши; продольный
разрез здания
При минимальных исходных данных он достигает весьма
сильного художественного эффекта. Площадка всего лишь
щель между домами, участок 8)25 м – и это в Нью-Йорке, с его
высотностью, масштабом и крайней концентрированностью
городской среды. Но неожиданно возникло здание, привлекшее
всеобщее внимание и отмеченное мировой критикой. Из маленького
зажатого пространства вырос эффектный небоскреб.
Первоначально Австрийский культурный центр располагался
на этом же месте, в пятиэтажных апартаментах, которые Австрия
приобрела в 1958 году. Но вскоре места стало не хватать, и
австрийское правительство решило использовать участок для
строительства нового здания, которое бы максимально увеличило площади Центра и предоставило возможность устройства
помещений с разными функциями. Среди архитекторов-австрийцев был проведен конкурс, и жюри
в составе Кеннета Фрэмптона, Ричарда Майера и Чарльза Гуатми
выбрало проект Абрахама из 225 участников. Государственное
финансирование проходило неспешно – осуществление
проекта заняло десять лет. В результате центр получил
двадцатиэтажный (не считая подземного уровня) небоскреб
высотой 86 м, вмещающий в себя выставочные пространства,
аудитории, помещения для семинаров, библиотеку, театр, кабинеты, а также террасу для приемов
с видом на Гудзон и квартиру директора в верхнем уровне.
Чтобы выделить свое здание среди окружающих домов,
Абрахам проявил известную наглость – его фасад выдается
вперед по сравнению с их линией, при этом он отклонен назад, что
в сочетании с его крайней узостью создает ощущение прямо-таки
улетающей в небеса перспективы.
В интерьере открытые конструктивные узлы кажутся
совершенно уместными; инженерная маэстрия –
гордость этого небольшого для Нью-Йорка здания
За счет членения на ярусы, а также из-за уклона назад,
здание приобретает тектонику, не свойственную
небоскребам. К тому же, оно слишком декоративно.
Это единственный в своем роде небоскреб Ар Деко
Но ровное сужение здания кверху придает ему тектоничность – низ
у него тяжелее верха, дом развивается по законам естественного
роста, а не механической геометрии небоскреба. Кроме
того, здание ясно членится на ярусы – так что этот полет в
перспективу кажется не путешествием в виртуальный мир, а тектонически выстроенной, твердо
стоящей на земле композицией. Облицовка – цинковые пластины
и зеленоватое тонированное стекло. Из плоскостей светлого
металла выстроен геометрический орнамент, его рисунок
усиливает оптический эффект вертикальной перспективы,
к тому же вызывает некие отдаленные ассиро-вавилонские
ассоциации. Обилие металла на фасадах, аллюзии на экзотический орнаментализм, при этом
явный техногенный пафос – все это характернейшие признаки
Ар Деко, причем именно его американского варианта. Здесь,
в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии с конца 1920-х
годов строились здания, металлический декор которых
приобретал лязгающую жесткость, а за авангардностью
его геометрически обобщенных форм читалось крайне дорогое
и высокотехнологичное исполнение. Так что это вполне
внятный поклон эмигранта Абрахама местной истории стиля.
При этом формально здание очень напоминает не столько какую-нибудь постройку американского
Ар Деко, сколько ювелирку той эпохи – какую-нибудь платиновую
брошку «в восточном вкусе», обманчиво «машинного» дизайна.
Ар Деко не слишком акцентирован в фасадах нью-йоркских
небоскребов (они были меньше озабочены своей формой, чем
ростом). Абрахам демонстрирует нам, как это могло бы выглядеть,
если бы случилось – тщательно деталированный ар-декошный
небоскреб Нью-Йорка, элегантный, как брошка. Это
странное сравнение для небоскреба. Но специфика Нью-Йорка
такова, что это 86-метровое здание по сути является
фоновым, затертым, незаметным, как какой-нибудь двухэтажный
купеческий особнячок в Замоскворечье. Его статус – маленькая
элегантная вещица спрятанная среди мощных и не слишком
изяшных башень. Так что ювелирность здесь как нельзя
кстати – она подчеркивает парадоксальность среды, в
которой двадцатиэтажные здания относятся к разряду «малых
архитектурных форм».
Оксана Рудченко
вверх
|
 |
|