|
|
Зарубежные новости / Архив
Сэр Форстер - Британскому музею I-MMI - 29.10.2001
Большой Двор Британского музея,
Лондон, Великобритания
реконструкция
2000 год
Норман Фостер (Norman Foster)
Реконструкция Британского музея - один из крупнейших проектов программы Милленум - программы обновления британской архитектуры к новому тысячелетию. Его специфика в том, что в отличие от других проектов, это - реконструкция. Правда, реконструкция суперамбициозная, она с самого начала задумывалась как британский ответ на миттерановскую реконструкцию Лувра.
Конкурс, объявленный еще в 1993 году, выиграл Норман Фостер. Главной его целью являлось расширение экспозиционных и учебных площадей Британского музея.
Центральный сюжет реконструкции - перекрытие внутреннего двора музея. По проекту Роберта Смайрка (Robert Smirke) двор представлял собой открытое атриумное пространство, но в таком виде он просуществовал только семь лет. В 1847 году музей был достроен, а в 1854 году в центре двора было выстроено знаменитое круглое здание читального зала библиотеки музея. Здание практически поглотило пространство двора, к тому же со временем оно обросло подсобными помещениями и превратило двор в служебное помещение. Кроме того, при строительстве библиотеки был разобран один из четырех выходящих во двор портиков.
|
|
Первоначально Британский музей
имел открытый внутренний двор с четырьмя
выходящими в него портиками. Но таким он
просуществовал только семь лет
|
В 1854 году внутри двора было выстроено круглое здание библиотеки
музея, которую посещали люди, изменившие
ход истории
|
Первоначально Фостер и его соавтор Спенсер де Грей (Spencer de Grey) решили полностью разрушить здание библиотеки, получив в результате огромный внутренний двор, полностью перекрытый стеклянным куполом. С этим проектом Фостер и выиграл конкурс. Однако, выиграв, полностью изменил свое решение. Что и понятно - войти в историю разрушителем библиотеки Британского музея не слишком лестно.
Фостер сохранил библиотеку, удалив подсобные помещения. Разобранный портик Фостер восстановил, хотя и не в первоначальных формах - проем в верхнем уровне является свободной вариацией на классическую тему.
Библиотека.
Планы первого и второго этажа.
Кирпичные стены библиотеки Фостер облицевал камнем по образцу каменного мощения двора, что придало пространству исключительно торжественный характер.
Двор включен в систему парадных пространств музея. По пешеходной улице, начинающейся от Темзы, посетитель музея движется от внешнего двора, выходящего на Расселл стрит, через триумфальную колоннаду проходит сквозь музей, минует входной вестибюль с воссозданной согласно первоначальному смайрковскому проекту настенной живописью, и неожиданно попадает во взрывающееся светом пространство двора.
Продольный разрез. Посетитель
теперь может пройти насквозь все
парадные залы, попасть в застекленный
двор и выйти с другой стороны музея.
Перекрытие - продукт изощренного математического анализа, выполненного при консультации английских университетских ученых. Среди более 3000 треугольных стеклянных панелей нет двух одинаковых. Его структура вызывает в памяти сотрудничество Фостера с Бакминстером Фуллером (Buckminster Fuller). Но у Фостера это в большей степени элегантное крытое пространство, чем фуллеровский купол.
Помимо создания новой уникальной классической среды, Большой двор изменяет привычный образ Британского музея. Вместо здания, давящего бесконечными музейными коллекциями, он становится последовательностью фантастических архитектурных пространств.
Оксана Рудченко.
вверх
|
|
|