|
|
Культура
Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника
XX-MMVI - 10.03.2007
Экспозиция Бернарда
Чуми в павильоне
Швейцарии. Общий вид
Итальянские архитекторы, организовавшие выставку «Каменные города»
директор Клаудио Д’Амато Гуерьери), не
зря посвятили ее Альдо Росси: его творчество в духе постмодернизма послужило
ключом для того в целом солидарного
решения проблемы, которое можно было
видеть на экспозиции. Речь идет о новой
версии постмодернизма, только не ироничной (хотя Альдо Росси и итальянский
постмодернизм никогда и не были ироничными), совсем не вызывающей или
стыдливой, а уверенной и последовательно
минималистичной. Архитектурная среда
каменных городов, их история как будто
подтолкнули разных архитекторов к работе в стиле, больше всего напоминающем
«очищенный» неоклассицизм некоторых построек времени Муссолини. Речь
идет о поисках Пьячентини и Фоскини,
которые сводили историзм, классику,
ордерность к неким знакам, архетипам
архитектурной формы, а затем из таких
архетипических болванок составляли свои
композиции.
Экспозиция Бернарда Чуми в павильоне Швейцарии. Планы
Эту же схему используют и современные итальянцы (не в последнюю очередь
вдохновляющиеся стоящими в тех же
городах каменными постройками фашистского периода): они громоздят мосты
в римской манере, но эта римская манера
только формула, они строят купольные
соборы, в которых сама сводчатость и купольность есть указание на традицию и ее
источник, они проектируют целые кварталы, смешивая правильность отдельных
участков и псевдосредневековую спонтанность, они возводят в мыслях ряды арок,
продолжая уже ушедшую историческую
преемственность. Это очень неожиданная
выставка, заставляющая задуматься над
смелостью отдельных групп зодчих: ведь
под эгидой работы с традицией они сами
вновь воскрешают эту, казалось бы, столь
прочно забытую традицию.
Витанджело Ардито. Пунто Перотти в Бари. Общий вид с разрезом храма.
Аксонометрический вид сверху
В этой новой традиции, ревитализировавшейся в бедной Южной Италии,
одно не очень понятно: если неоклассика эпохи Муссолини опиралась на
Муссолини и тоталитарный режим, а барокко Сицилии – на режим Бурбонов, то
что же или кто сейчас является опорой
столь масштабных мечтаний? Берлускони и правые? Скорее – нет, вероятнее
здесь предположить некую диктатуру
самих исторических форм, которые диктуют архитекторам масштабные решения
и достаточно дерзкие композиции – при
относительно скудных бюджетах.
Второй выставкой-фаворитом были
«Инициативы Рисанаменто». Компания из Милана, Рисанаменто, задумала
создать два новых жилых образования,
зону Фальк в промышленном поселке
Сесто Сан-Джованни и район Санта-Джулиа в Милане. Речь, понятно, идет
о создании новых идеальных городов,
то есть о том, о чем думали и Пурини и Чуми. Но если эти архитекторы думали
все же о сельском виде целого, то архитекторы, создавшие проекты двух
названных образований, мыслили подчеркнуто в урбанистических категориях.
Перед нами идеальные города, являющиеся городами – со всей плотностью,
сумятицей и силой городской жизни.
Джанкарло Катальди. План храма и прилегающего квартала Пунто Перотти в Бари.
Экуменический, католический и православный собор. План и разрез, вид и план
купола, фасад прилегающего здания причта и площади с портиками
Лоредана Фикарелли. Пунто Перотти в Бари. Перспектива храма с храмовой
площади. Перспектива двора факультета теологии университета в Бари
<<вернуться
далее>>
|
|
|