|
|
Культура
Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника
XX-MMVI - 10.03.2007
Франко Пурини (куратор).Город-сад Верма
Рядом с нашим павильоном стоит швейцарский, в котором Бернард Чуми
показал свое видение города будущего
(в котором социальные проблемы, может
быть, и не отсутствуют, но уже полурешены). На выдуманном островке
в Карибском море поверх естественного
ландшафта возвышаются как над грядками грибочки или тарелки, вступающие
между собой в сложные взаимоотношения.
Все вместе образует ткань, напоминающую сборище опасных бацилл под
микроскопом, но это сходство только
поверхностное – оно только намекает на
социальность (уже, как говорилось, полурешенную), но никак ее не выражает.
Ведь в этих структурах, вбирающих с себя
свет и пропускающих его в нижележащий
ландшафт, расположены сразу и офисы,
и жилье, и обслуживающие комплексы,
и отели, и яхт-клубы. Все перевязано
между собой в плотную массу, не до
конца убивающую ранее существовавший ландшафт, но сильнейшим образом
видоизменяющую его. И все же Чуми
не удержался и развил сходство своего
Карибского мира с миром микроорганизмов: отдельные формы или узлы своей
структуры он представил в виде неких срезов или спилов, на косой поверхности
которых оптимистично зеленым расцветала придуманная им новая жизнь. Это
настоящее градостроительное творчество, скучное, техническое и властвующее
над пассажиропотоками и маятником
миграции, но представленное весело
и с художническим блеском. Пока без
ностальгии (а ведь можно было бы – по
Багамам эпохи 007, Бермудам эпохи
активности треугольника или Гренадинам
эпохи работорговли).
Перспектива и план
павильона Франции
Выставки, сопровождавшие
основную экспозицию, были намного
интереснее того, что сопровождало зрителя во время непростого путешествия по
Арсеналу и во время посещения большинства национальных павильонов. Эти
выставки, на мой взгляд, были успешнее
именно потому, что говорили не о городе
вообще, не о проблемах трущоб и смерти
архитектуры, а о самой архитектуре,
живой и невредимой. Я говорю о трех проектах, о «Каменных городах», о выставке
«Инициативы Рисанаменто» и об экспозиции «Метро-Полис». Эти три выставки
показывали сегодняшние возможности
архитектуры в целом и отдельных архитекторов в решении социальных проблем
и вопросов, в художественном обыгрывании этих проблем. Они были посвящены
трем темам: истории, надежде и, наконец,
красоте городской повседневности.
Павильон России. Вместе – архитектура Щусева и Бродского
«Картотека» Бродского
Лестница в павильон России
Выставка «Каменные города», посвященная памяти Альдо Росси, была
основана на специфическом южно-итальянском материале: она рассматривала
настоящее и будущее архитектуры в сохранившихся и вполне живых исторических
городах Сицилии, Апулии и Калабрии,
и шире – всего Средиземноморья. Эти
города, Катанья и Таранто, Сиракузы
и Бари, уже сформировались, сложились
в целое, как будто неразрывное и ненарушаемое. И что делать дальше? Известны
два пути, причем оба крайне опасные:
музеефикация и вторжение. Музеефикация города сродни мумификации – все
равно, даже при работе самых талантливых бальзамировщиков и таксидермистов,
видна неживая природа музеефицированного. Музеефикация хороша для района
курортов, но сами города она убивает не хуже военных действий. Вторжение же
в историческую ткань средневековых по
устройству городов модернистских построек тоже не лучшая идея – мы хорошо
знаем, какое издевательское сочетание
порой возникает, как болезненно смотрятся результаты, как плохо зарастают
раны.
<<вернуться
далее>>
|
|
|