|
|
Культура
Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника
XX-MMVI - 10.03.2007

Ренцо Пьяно. Пространство Фалько в Сесто Сан-Джованни. Перспектива улицы
Район Санта-Джулия проектировал Норман Фостер, который как
будто вернулся в шестидесятые годы:
дома невысокие, прозрачные, узнаваемо модернистские, и свернутые, к тому
же, в мятые бублики, привольно расположившиеся на местности. Вокруг
бульварчики, лужайки, деревья купами.
Все это было подано в макете, напоминающем о Матвеевском и Зеленограде
с воздуха, и сопровождалось полунаивными рисунками, живо напоминавшими
мечтательные наброски третьей четверти
XX века. При взгляде на мечтания Фостера, как макетные, так и графические,
становилось ясно: социализм не вернется, но его градостроительство живо
и готово побеждать, теперь уже в капиталистическом окружении. Мечта Фостера
по-прежнему технократична, но теперь
она стала еще и лиричной, что придало
всему необычный вид откровенности (не
откровения): ведь мечтать прилюдно все
же не очень принято, а если и позволено,
то подчеркнуто открыто.



Норман Фостер. Район Санта-Джулиа. Макет, план, перспектива улицы
В пространстве Фалько в городке
Сесто Сан-Джованни мечтал Ренцо Пьяно,
который вышел на другой уровень, масштабный и величественный. Через городок
пробивается несколько улиц, зеленых
магистралей, из которых ведущую роль
играет одна, такое кардо, заросшее
растительностью, а остальные, перпендикулярные ей, образуют сеть декуманусов. Но
это никак не римский лагерь: он не замкнут, он имеет и диагонали, он развивается в стороны, прихватывая часть
сельской местности, захватывая часть
завода и приводя его в порядок, ухватывая часть городка и привнося в него
грандиозную масштабность в сочетании
с навязчивой зеленью.
В результате возникает образование
с несколькими уровнями внизу, вдоль
кардо, с регулярными связями, пересекающимися с нерегулярными. Архитектор
сам создает сложность городской среды,
не дожидаясь, когда это сделают годы или
века. Над всей этой симфонией, в которую
включены фрагменты какофонические,
стоят – как главные темы, как мощные
аккорды – гигантские стеклянные башни.
Это не нью-йоркский образ, это образ из
Москвы эпохи Калининского проспекта
или Берлина времени строительства Лейпциг-штрассе, где люди праздно и весело
бродили по широченным эспланадам (тут
они экологично засажены деревьями),
над которыми гордо возносились мерно
расставленные башни, «работающие»
уже не на людишек на эспланаде, а на
город в целом, на летчика и его пассажиров, на взгляд из космоса. И здесь видим
привкус социалистического дерзания без
социалистического содержания. Хотя,
может быть, это просто новое пришествие
технократизма. Во всяком случае, архитекторы мыслят сразу целыми районами,
проектируют целые города, воскрешая
идеи и настроения сорокалетней давности. Ждите еще новостей из этого
сектора! Оказывается, многое не было
реализовано и просто рвется на поверхность из запыленных журналов и папок
постаревших архитекторов. Эти идеи чуть
гламуризируются, в чем только и можно
ощутить привкус вторичности. А так –
совершенно новые.



Ренцо Пьяно. Пространство Фалько. Разрезы улицы с показом инсоляции, силуэт
квартала
Одной из самых зрелищных экспозиций в рамках бьеннале, а может быть,
самой зрелищной, я считаю выставку
«Метро-Полис». На ней мэрия Неаполя
выставила проекты входов на станции
и самих станций неаполитанского метрополитена (пока не существующего),
заказанные крупнейшим архитекторам
мира и Италии (по версии мэрии). Это
нагромождение проектов, в основном воплощенных в макетах, было настоящим
пиршеством современной архитектуры, не
связанной градостроительными, историческими, моральными или финансовыми
рамками. Все – как в чистом эксперименте, без условий (только спуски вниз
и сами пути – как ограничивающие
факторы), любой цвет, размер, любая
форма. Самые вольные ассоциации. Все
это полыхало, мигало, кровенело или
багровело на подставках, интригуя, но
совсем не пугая. Вся накипь современной
архитектуры и все подлинные и яркие
фигуры могли делать что угодно. А это
давало возможность проявить конструктивно-декоративные мотивы, хлестко
высказаться на заветную тему, ошарашить
грубостью или таинственностью. В общем – музей современного искусства, а не
выставка, вопли индивидуальностей, а не
стройный хор под руководством куратора.


Ренцо Пьяно. Планы Фалько на разных высотных уровнях, общий план района
Историцистский проект дал только
Марио Ботта, устроивший из павильонов
двух пересадочных станций то ли форум,
то ли Капитолий. Остальные создали
текучие или колючие, но подчеркнуто
модернистские образы. Карим Рашид
коридоры оплавил и заставил сидалищами в своем вкусе. Массимилиано Фуксас
«навертел» конусов и металлических раковин – будто рисовал декорацию к хорошо
кончающейся киношной антиутопии. Заха
Хадид настроила своих угловатых изгибающихся червяков над путями. Ричард
Роджерс (получивший приз Бьеннале за
заслуги в этом году) накрутил такой полыхающий хай-тек, что держись. Доминик
Перро мыслил конструктивно и наслоил
над станцией открытую и откровенную
конструкцию-крышу на стойках. Питер
Айзенман создал посреди города некое
псевдоландшафтное пространство со
складками, в которых и прячутся входы.
Все звезды и «звездочки» в общем узнаваемы, но как будто смелее и раскованней,
чем обычно (вплоть до подозрительно
коричневого рогалика – Аниш Капур). Это
потому, что неаполитанское метро – это
не званый вечер, не репетиция спектакля,
а капустник, актерский капустник, участвовать в котором важно и престижно, но
вести себя можно почти как дома или в кулуарах – откровеннее плясать, смеяться
и плакать, резче подавать реплики. Попавший на такой капустник – наслаждается.

Нынешнее состояние Пространства Фалько
Нужно сказать, что вся Венецианская бьеннале этого года была успешной
(как зрелище) не благодаря куратору,
а вопреки ему и его задачам, не благодаря
заявленной теме, а вследствие спонтанной
или независимой деятельности архитекторов. Там, где была строгая идея – не было
архитектуры, но там, где архитекторы
осмеливались проявиться самостоятельно, там можно было вглядываться
в будущее через головокружительные
и одновременно сомнительные проекты
современности.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|