приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение
VI-MMIII - 08.04.2003

Стена-экран – само по себе сравнительно виртуальное образование. Она как-то слабо связана с законами тяготения – она может длиться сколь угодно далеко и в высоту, и вширь, она скорее натягивается на несуществующую раму, чем растет снизу вверх. Основной тенденцией работы с такой стеной сегодня является подчеркивание невозможности ее существования в реальном пространстве. Она – бесконечно ровная, бесконечно тонкая, одинаково ненапряженная мембрана, которая висит в воздухе в положении, отрицающем какие-либо представления об устойчивости и тяжести. Прозрачный платок в безвоздушном пространстве Космоса, колышемый, быть может, только световым ветром. Сегодняшний идеал стены – исчезновение в виртуальности.

Питер Эйзенманн. Музей Сантьяго-де-Компостелла. Пророк, основатель и главный проводник движения кривуль решил таким образом украсить главный паломнический центр Испании. Как и в других случаях, обоснованием формы служит ее сходство с рельефом

Но это касается именно прямуль. Правда, честности ради признаемся, что некоторые кривули на биеннале тоже выглядели виртуальными – скажем, куратор предшествующей биеннале Фуксас выставил пронзительно красивый (а говорил, врун, меньше эстетики!) макет здания Европарламента в Риме, где внутри идеально прозрачного параллелепипеда, представляющего собой что-то вроде самостоятельно проросшей в пространстве декартовой сетки координат, парит виртуальное же стеклянное облако зала заседаний парламента. Но это уже устаревшая кривуля, и недаром ее делал герой предшествующей биеннале, который в сущности остался в прошлом веке. Сейчас такое не носят.

А носят сейчас как раз что-то вроде того, что предложил Альваро Сиза – когда компьютерная модель обретает плоть рельефа. В этом роде упражняются звезды даже круче, чем сторонники прямуль – тут тебе и Заха Хадид, и Питер Эйзенманн, и Морфозис, и Coop Himmelblau. Здания становятся пещерами, тектоническими складками горных массивов, вылепленными ветром песчаными дюнами – чем угодно природным, но в любом случае тяжелым, материальным, фактуристым и мясистым.

Понятно, что это два принципиально разных направления, которые не имеют между собой ничего общего. Они различаются даже по функциям. Прямули – это основной массив архитектуры, в будущем мы будем в нем жить, работать и передвигаться. Кривули, напротив того – вещи эксклюзивные, что-то вроде музея Стоунхенджа (Дентон Маршалл) или культурного центра Сантьяго-де-Компостела Питера Эйзенманна. Так же, как и природные пещерные комплексы, они работают как аттракцион – находиться в них трудно, но интересно.

<<вернуться        далее>>

вверх

 Архив

     

08.04.2003 VI-MMIII
Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна