|
|
Культура
Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение
VI-MMIII - 08.04.2003
Стена-экран – само по себе сравнительно виртуальное образование.
Она как-то слабо связана с законами тяготения – она может длиться сколь
угодно далеко и в высоту, и вширь, она скорее натягивается на несуществующую
раму, чем растет снизу вверх. Основной тенденцией работы с такой стеной сегодня
является подчеркивание невозможности ее существования в реальном пространстве.
Она – бесконечно ровная, бесконечно тонкая, одинаково ненапряженная
мембрана, которая висит в воздухе в положении, отрицающем какие-либо
представления об устойчивости и тяжести. Прозрачный платок в безвоздушном
пространстве Космоса, колышемый, быть может, только световым ветром.
Сегодняшний идеал стены – исчезновение в виртуальности.



Питер Эйзенманн. Музей Сантьяго-де-Компостелла.
Пророк, основатель и главный проводник движения кривуль решил
таким образом украсить главный паломнический
центр Испании. Как и в других случаях, обоснованием формы
служит ее сходство с рельефом
Но это касается именно прямуль. Правда, честности ради признаемся, что
некоторые кривули на биеннале тоже выглядели виртуальными – скажем,
куратор предшествующей биеннале Фуксас выставил пронзительно красивый
(а говорил, врун, меньше эстетики!) макет здания Европарламента в Риме, где внутри
идеально прозрачного параллелепипеда, представляющего собой что-то вроде
самостоятельно проросшей в пространстве декартовой сетки координат, парит
виртуальное же стеклянное облако зала заседаний парламента. Но это уже
устаревшая кривуля, и недаром ее делал герой предшествующей биеннале, который
в сущности остался в прошлом веке. Сейчас такое не носят.
А носят сейчас как раз что-то вроде того, что предложил Альваро Сиза – когда
компьютерная модель обретает плоть рельефа. В этом роде упражняются звезды
даже круче, чем сторонники прямуль – тут тебе и Заха Хадид, и Питер Эйзенманн,
и Морфозис, и Coop Himmelblau. Здания становятся пещерами, тектоническими
складками горных массивов, вылепленными ветром песчаными дюнами – чем
угодно природным, но в любом случае тяжелым, материальным, фактуристым
и мясистым.
Понятно, что это два принципиально разных направления, которые не имеют
между собой ничего общего. Они различаются даже по функциям. Прямули
– это основной массив архитектуры, в будущем мы будем в нем жить, работать
и передвигаться. Кривули, напротив того – вещи эксклюзивные, что-то вроде музея
Стоунхенджа (Дентон Маршалл) или культурного центра Сантьяго-де-Компостела Питера Эйзенманна. Так же,
как и природные пещерные комплексы, они работают как аттракцион – находиться
в них трудно, но интересно.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|