|
|
Культура
Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение
VI-MMIII - 08.04.2003
Про проект Альваро Сиза можно говорить много, но меня сейчас интересует
только пластическая концепция. Сиза специально подчеркивает, что его здание
является прямым продолжением рельефа, его вынесенные из здания пандусы
оказываются своего рода свободно висящими геодезическими «горизонталями», соответствующими таким же
«горизонталям» холма, к которому пристроен музей. Понятно, что реальный
склон никогда не будет иметь такого рельефа. Геодезические «горизонтали» –
не холм, а виртуальная модель холма. Структура музея с его переворачиванием
внешнего и внутреннего (выброс пандуса наружу), сдвинутым центром, пещерообразным построением – это близко к
виртуальным моделям, которые утвердились в последнее десятилетие
в качестве главной репрезентации авангардной линии в архитектуре (хотя
Альваро Сиза никогда не принадлежал к виртуальным архитекторам). Я бы сказал
– перед нами своеобразное сращивание виртуальности и природности. Холм
превращается в геодезическую модель себя самого, здание – в компьютерную модель
себя же.
Заха Хадид. Научный центр в Вольфсбурге. Заха Хадид сильно
преуспела в продвижении динамичных кривуль
из виртуальности в реальность. На пути не обошлось без жертв –
пришлось делать прямые полы
Стивен Холл. Реконструкция музея Нельсона Аткинсона
в Канзасе. Рядом с достойным сероватым музеем XIX
века расположились крупненькие и веселенькие виртуальные козявочки. Судя по картинкам
интерьеров, автор не думает, что это будет способствовать увеличению посещаемости музея
Про проект, выставленный на биеннале Тойо Ито, напротив того, много
не скажешь – очень уж он минималистский. Этот трехэтажный Groningen
House, особенно с точки зрения подачи материала, прямо-таки поражал непритязательностью. Рисунок трудно было отличить от
листа миллиметровки, потому что лист был синенький, а кирпичики на нем были
нарисованы беленькими линиями, и их было много. Дом был, конечно,
сравнительно небольшой, трехэтажный, однако ж размер кирпичика против
размера здания был довольно мелкий, и при изображении получалось как раз
около миллиметра, и в целом казалось, что это миллиметровка.
Казуйо Сейима. Офис Christian Dior в Токио. Прямули теперь так
стесняются своей прямоугольности, что показывать их решаются
только темной ночью
Причем по подаче было ясно, что главное для Тойо Ито как раз фасад,
потому что кирпичи на нем – алюминиевые. Это ново. Так что в сущности и синий
цвет, и белые линии, делящие его на кирпичи, были очень кстати.
Алюминиевый кирпич – это своего рода антикирпич, он лишен тяжести, цвета,
шершавой фактуры и сравнительной геометрической неправильности
нормального кирпича. Кроме того, у Ито его алюминиевые кирпичи ездят туда-сюда
из стены и обратно в зависимости от погоды. Это не кусок материи, а математическая единица, вроде миллиметра.
Так его и показали.
Жан Нувель. Проект небоскреба. В редакции Жана Нувеля
прямоугольное проектирование приобретает абсолютную виртуальность
Следствием успокоения архитектуры относительно общекультурных событий –
наше next есть просто то, что мы завтра построим, – является некоторая
маргинализация архитектурных проблем в более общем культурном горизонте.
У нее, так сказать, свои проблемы. Два премированных проекта задали своего
рода перспективу всего того, что показывалось на биеннале. Я бы назвал две
основные тенденции. С одной стороны – хай-тековские сетки-экраны, с другой –
виртуальные фигуры вращения. Так сказать, «прямули» и «кривули».
Это не совсем новые тенденции, кривули потеснили мир прямуль уже в середине
90-х, и сегодня заняли в архитектуре свое значительное, законное место, но в
поведении «прямуль» и «кривуль» наметились некоторые сдвиги. Это не
совсем заметное в общекультурном процессе событие знаменует собой, однако
же, новый важный этап архитектурного развития. Коротко говоря, прямули стали
виртуальнее, а кривули – мясистее.
Прямули показали многие звезды – Райкен Ямомото, Ричард Мейер, Бернард
Чуми, Жан Нувель, Стивен Холл, Тадао Андо и так далее. То, что победителем
оказался именно Тойо Ито, объясняется видимо тем, что всех остальных на
биеннале уже премировали. На самом деле, скажем, Жан Нувель представил
на биеннале совершенно такой же лист миллиметровки, как и Ито, только больше
(потому что у Нувеля небоскреб, а у Ито – только трехэтажный дом). Но эффект тот
же. А именно – максимальное развоплощение здания.
<<вернуться
далее>>
|
|
|