|
|
Культура
Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение
VI-MMIII - 08.04.2003
Не встает страна огромная
И тем не менее, несмотря на различие кураторов, различие контекстов, различие
целей прошлой и нынешней выставки, то, что получилось – удивительно. Все же, так
или иначе, сегодня в мире повсюду и везде временно победила архитектура,
повторяющая традиции авангарда начала прошлого века. Авангард – это такая
архитектура, которая при слове «next» должна вставать и бросаться в бой. Она
должна вести в будущее или хотя бы рассказывать, кто ее ведет в будущее.
Коммунизм, экологизм, мистицизм – неважно. Важно, что будущее – за нами.
Аванград без эксплуатации темы завтрашнего дня – все равно что классика
без эксплуатации античного Рима. А тут вроде кричат «next», а не встает страна
огромная.
Уникальность этой биеннале в том, что здесь не звали к чему-то новому, здесь
звали к сохранению status quo. То, что происходило на биеннале, это – как ни
парадоксально звучит – изменения внутри status quo, бег на месте. Это, на мой
взгляд, самое существенное. Ведь будущее важно для авангардной архитектуры не
только как мифология захвата власти (раз будущее за нами, то в настоящем мы
должны быть самые главные), хотя это и принципиально. Будущее, кроме того,
это мост ко всем актуальным культурным, философским, художественным берегам.
Когда Фуксас провозглашал: «Больше этики, меньше эстетики», он пытался
соединить архитектуру с новой социальностью как основной темой конца
90-х. Ханс Холляйн в 1996, заявив тему «Архитектор как сейсмограф», пытался
связать архитектуру с набирающим силу экологическим мышлением. Паоло
Портогезе в 1992, придумавший тему «Современность и сакральное
пространство», прокладывал путь между архитектурой и поисками новой ниши для
интуиции Бога, которой вскорости стало виртуальное пространство. Теперь Суджик
заявил – никакой идеологии, давайте просто посмотрим, что будет построено.
Это означает, что архитектура не ищет связи с какими-либо внеположенными ей
контекстами, она замыкается на себе самой. Сама себе тема, сама себе
ньюсмейкер, сама себе оправдание.
Альваро Сиза. Проект фонда Ibero Camargo. За этот проект Альваро
Сиза получил высший приз Венецианской биеннале – «Золотого
Льва». Проект вписывается не столько в реальный ландшафт,
сколько в его виртуальную модель, выстроенную с
помощью картографических горизонталей. Они превращаются в
поэтажные членения
В принципе, к этому все давно шло. Достаточно открыть сегодня любой
западный архитектурный журнал и сравнить его с теми, которые издавались в
60-70-е годы. Там была тьма теории, тьма концептуальных проектов, философские
дискуссии и социологические исследования. Сегодня журнал публикует здание
и краткую пояснительную записку к нему, и эти пояснительные записки кочуют из
издания в издание, так, будто редакторам уже совсем нечего сказать. Это напоминает
журнал мод, точно так же, как сам архитектурный процесс начал напоминать
мир моды. Есть модные дома – «Фостер», «Либескинд», «Хадид», их главное
свойство – тождество самим себе. Создавая новые тождественные себе продукты, они
тем самым производят архитектурные новости. Комментарии излишни – нужны
только события как таковые.
Это удобно. Ведь по сути декларируемая связь архитектуры с
общекультурными процессами есть не более чем способ ее легитимизации,
обоснования ее выдающихся потребительских качеств. Но способ легитимизации
через модные дома ничуть не хуже, даже удобнее. Все же тезисы о том, что данная
архитектура – самая прогрессивная, самая социально ответственная, самая
авангардная, самая технологичная, можно всегда оспорить, это ведет к дискуссиям.
Тезисы о том, что данная архитектура – «от Фостера», «от Захи Хадид», «от
Херцога и де Мерона», оспорить невозможно, это тривиальная истина факта.
Самое поразительное, пожалуй, в том, что архитектура, выстроенная вроде
бы по персональному принципу – «от звезды» – при этом оказывается очень
мало художнической. Проектов необычных, непредсказуемых, эпатирующих, ломающих ряд, на биеннале в этом
году не было. Напротив того, работы довольно четко укладывались в две
основные линии.
<<вернуться
далее>>
|
|
|