|
|
Культура
Григорий Ревзин
Спор кривуль с прямулями и его культурное значение
VI-MMIII - 08.04.2003
Павильон Латвии.
Павильон Испании
Конечно, можно сказать, что все это определяется личностью куратора и теми
обстоятельствами, в которых он оказался. Прошлая биеннале была такая
концептуальная и такая художественная, что эта должна была быть простой, как
правда. На прошлой по мрачному Арсеналу ходил серьезный мужчина-куратор Массимильяно Фуксас, весь
в черном, и говорил: «Больше этики! Меньше эстетики!». И вслед за ним по
павильонам ходили звезды и кураторы, и мрачно повторяли: «Поменьше эстетики,
товарищи! Больше этики». Затравленные эстеты мрачно выпивали по кустам за
ушедшую красоту. Чувствовалось, что в мире должно произойти что-то важное,
и прямо сейчас.
Павильон Германии.
Павильон Японии.
Павильон Южной Кореи
А в этот раз по биеннале ходил Дейан Суджик, очень милый, очень светский
англичанин, всему улыбался, кивал, восхищался звездам, радовался, что они
приехали, и вообще все ему нравилось. Фуксас каждое знакомое лицо
приветствовал как соратника в борьбе за этику, а этот – как милого гостя
пришедшего к нему на five o’clock. Свою речь на закрытии биеннале он начал
словами: «По-моему, выставка очень удалась. Я, например, тут в Венеции
женился». Когда у человека такое дело, то как-то ясно, что общественных революций
он в ближайшее время не планирует.
Павильон Нидерландов
Суджик придумал тему крайне неконцептуальную: «next» для него – это
просто то, что будет построено завтра. Она идеальна с точки зрения public
relations, потому что это всем интересно, что скоро
построят, но она никого никуда не зовет. Биеннале стала не формулировкой новой
повестки дня для архитекторов (новых тем, лозунгов, манифестов, принципов),
но местом сообщения новостей для не-архитекторов. Суджик и его команда
просто тщательно прошерстили всех известных звезд на предмет выяснения –
что нового у них будет построено, организовали изготовление качественных
макетов – и все. Снимайте, записывайте, интересуйтесь. Очень полезная работа по
изучению новостного поля современной архитектуры.
<<вернуться
далее>>
|
|
|