|
|
Культура
Павел Лобков
фотографии и комментарии к ним Артема Паршина
Тень Мавзолея
IV-MMII - 12.09.2002
Попытка прогноза
Все-таки постараюсь предсказать, куда повернет наша садовая мода в ближайшую
пару сезонов. Конечно, новорусская жизнелюбивая эклектика будет уходить –
и с ней будет уходить ситцевое многоцветье («А ситчик у вас веселенький? – Приезжайте,
обхохочетесь!»). Трудоемкие и простоватые на вид однолетники покинут приличные
места. Вместо них воцарятся злаки и растения, похожие на сорняки, – европейская
мода уже как пятилетней давности. У советских собственная гордость. Нигде так,
как у нас, не распространены степи и тундры, и эти суровые естественные ландшафты будут
подстегивать воображение дизайнеров. Что может быть лучше каменистой степи с
колышащимися волнами ковыля и гривастого ячменя, в которые вкраплены лиловые
клематисы (Clematis recta), изящные пионы (Paeonia
teniufolia) и истошно-желтые адонисы (Adonis verna). Каменистые сухие
русла, заросшие похожей на злак песчанкой (Arenaria
graminifolia), перекати-полем (Gypsophila paniculata) и памирским лимониумом (Limonium gmelinii). Извилистые ручьи,
берега которых затянул ультрамодный в Европе, крайне зимостойкий курильский
бамбук (Sasa kurilense). Минимализм и экологизм – в моде, и наши континентальные
ландшафты вдруг выходят на передовую садового авангарда. А ведь эти красивейшие
растения – национальное достояние российской флоры, которое скорее можно увидеть
в коллекциях прижимистых голландцев, чем на дачах наших богатых патриотов.
Не случайно минувшим летом Арабелла Леннокс-Бойд ездила в Оренбургскую и Курскую
области – фотографировать степи. Скоро их постмодернистское цитирование мы увидим
на выставке в Челси, и нам будет стыдно.

Сад «A garden can’t exist without us» («Сад не может существовать без
нас»). Дизайнер Jenny Jones (остров Уайт, Великобритания). Сад не завершен, если в нем нет нас –
его обитателей. Он вообще тогда теряет всякий
смысл. Однако, если в таком крохотном уголке
поставить традиционную садовую мебель, ее будет
«слишком много»
Другой известнейший дизайнер-минималист Кристофер Бредли-Хоул –
большой любитель болот. Мало ему Англии, он тоже совершил экспедицию – в Мурманск,
за горной тундрой. Чего стоит один лишь тамошний злак Koeleria glauca высотой не
больше 10 сантиметров, так что его и стричь не надо, с бирюзовыми (!) листьями! Я,
кстати, уже видел его на рынке – один кустик
голландского производства стоит 25 долларов. А примерно 40 видов тундровых осок,
напоминающих своим видом почему-то о Марсе? А карликовые березы (Betula
nana) и гренландские стелющиеся ивы, которыми тоже покрыты наши бескрайние болота,
а также заполнены прилавки английских элитных садовых центров?

Сад «Balls» («Мячи»). Дизайнер Kate Pritchard (Кью, Великобритания).
Двухметровые сферы из укоренившейся ивовой
лозы как бы перекатываются через живую изгородь, убегают из «причесанного» сада, символизируя прорыв традиционного садового дизайна в сторону дикой природы,
в поисках естественности и устойчивости, в стремлении отказаться от неизвестно куда уводящей нас
селекции, от вычурных экзотов – в пользу милых
и обязательно местных сорняков
>
Кульминация новой садовой моды – не разобрать,
где экзот, а где сорняк, что полоть, а что холить
и лелеять. Зато этот диковатый вид не спутаешь с
муниципальной клумбой
В общем, простора для садового патриотизма более чем достаточно. Впору
цитировать помещика Некрасова. «Когда народ не Блюхера и не милорда глупого,
Белинского и Гоголя с базара понесет?»
<<вернуться
|
 |
|