приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Розалинда Краусс
Решетки
III-MMII - 12.05.2002

Работы Мондриана, в их различном и противоречивом прочтении – великолепный пример этого диспута. Является ли то, что мы видим в картине, частью подразумеваемого континуума, или это автономное, органическое целое? Имея перед глазами визуальные, или формальные, составляющие зрелого мондриановского стиля и пафос его теории, мы могли бы отнести работы такого рода к первой или второй точке зрения; и поскольку каждая из них содержит дефиниции самой природы и целей искусства, кажется, что художник не хотел их смешивать. Но как раз это Мондриан и делает. Существуют в высшей степени центростремительные картины, в основном вертикальные и горизонтальные решетки его ромбовидных холстов. Контраст между рамой и решеткой усиливает ощущение фрагментированности, словно мы смотрим на пейзаж через окно, рама которого произвольным образом усекает поле нашего зрения, но никогда не заставляет нас усомниться в том, что пейзаж продолжается за теми границами, которые мы видим в настоящий момент. Но другие работы, даже тех же лет, совершенно центробежны. В них черные линии, формирующие решетку, никогда не могут достичь внешних полей картины, и это несоответствие между внешними границами решетки и внешними границами произведения заставляет нас прочитывать одно как содержащееся во втором.

Поскольку центростремительность утверждает теоретическую продолженность произведения искусства в мире, он может по-разному использовать решетку – от полностью абстрактных выражений этой продолженности до таких проектов, которые распоряжаются аспектами реальности. Таким образом, на более абстрактном краю этого спектра расположены исследования перцептивного поля (аспект, в котором использовали решетку Агнес Мартин или Ларри Пунс) или акустического взаимодействия (решетки Патрика Айреленда).По мере нашего продвижения в менее абстрактную сторону, мы встречаем утверждения о бесконечной протяженности созданной человеком знаковой системы (номера и алфавиты Джаспера Джонса). Двигаясь далее к конкретному, мы видим работы, которые организуют реальность средствами фотографической интеграции (Уорхол или, в другой манере, Чак Клоуз), а также произведения, являющиеся своего рода медитацией на архитектурное пространство (Льюис Невельсон). С этой точки зрения, трехмерная решетка понимается как теоретическая модель архитектурного пространства в целом, ее небольшие части могут обретать материальное выражение, но, с другой стороны, существуют и декоративные проекты Фрэнка Ллойда Райта, и работы последователей Де Стиля – Ритвельда или Вантонгерлоо. Модели и решетки Сола Ле Витта являются более поздним проявлением этой позиции.

Разумеется,для центростремительной практики справедливо противоположное. Концентрируясь на поверхности работы как на чем-то законченном и внутренне организованном, она стремится не к дематериализации этой поверхности, а к тому, чтобы сделать именно ее объектом зрения. Здесь вновь содержится тот парадокс, которым отмечено всякое использование решетки. Позиция «по ту сторону рамы» происходит из XIX в., из экспериментов науки, и несет на себе позитивистский и материалистический подтексты его наследия. Позиция «внутри рамы», напротив, с чисто условным и замкнутым в себе прочтением работы, имеет чисто символистские истоки, и таким образом несет с собой все те прочтения, которые мы противопоставляем «науке» или «материализму» – прочтения, трактующие работу как символичную, космологическую, спиритуальную, жизненную. Однако мы знаем, что в сущности это неверно. Упрощая эту логику, обращенные внутрь рамы решетки оказываются намного более материалистскими по своему характеру (многие примеры тому можно найти у Альфреда Дженсона и Фрэнка Стеллы),тогда как решетки «по ту сторону рамы» часто дематериализуют пространство. И мы также знаем, что эта шизофрения позволяет многим художникам – Мондриану, Альберсу,Келли, Ле Витту – думать о решетке в обоих вариантах сразу.

Обсуждая работу и характер решетки на общем фоне модернистского искусства, я употребляла такие слова, как подавление и шизофрения (курсив автора – Д..П.).Поскольку эти термины применяются к культурному феномену, а не к индивиду, они не подразумевают своего буквального, медицинского смысла. Рассматривая появление решетки в искусстве ХХ в., нужно мыслить этиологично, но не исторично. С тех пор как решетка появилась, она не подвержена изменениям. Примером тому служит зрелое творчество Мондриана и Альберса. Никто не станет характеризовать их позднее искусство как эволюционное (курсив автора – Д..П.).Но лишая его эволюционности, мы не посягаем на его качество. По мере изучения решетки мы обнаружили, что один из наиболее важных признаков модернизма заключается в способности решетки служить парадигмой или моделью антиэволюционного, антинарративного, антиисторичного. Это так же относится к временным, как и к визуальным искусствам: например, к музыке и к танцу. Безусловно, при рассмотрении этого вопроса мы не должны забывать о совместном перформансе Фила Гласса, Люсинды Чилдс и Сола Ле Витта: музыка, танец и скульптура как взаимно используемое пространство решетки.

Перевод Дарьи Пыркиной

<<вернуться

вверх

 Архив

     
 

12.05.2002 III-MMII
Розалинда Краусс
Решетки

     
 

12.05.2002 III-MMII
Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна