приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Розалинда Краусс
Решетки
III-MMII - 12.05.2002

Интересно, что научные работы по физиологии зрения иллюстрированы решетками. Необходимо было показать взаимодействие специфических частиц в непрерывном поле, это поле трактовалось как модульная и повторяемая структура решетки. Таким образом, для художника, который хотел обогатить свое понимание зрения научной концепцией, решетка была символом. Поэтому неудивительно, что она становилась все более значимым и видимым элементом неоимпрессионистской живописи,и Сера, Синьяк, Кросс и Льюс использовали уроки физиологии зрения. Чем больше они использовали эти уроки, тем более «абстрактным» становилось их искусство; как заметил критик Феликс Фенеон о работе Сера, наука превратилась в свою противоположность, в символизм. Сами символисты оставались в оппозиции любым связям между искусством и наукой. Объект в символизме был метафизическим образом; символизм интерпретировал, а не имитировал реальность. Поэтому мы могли бы подумать, что символистское искусство в последнюю очередь воспримет решетку.

Решетка появляется в символистском искусстве в форме окон, во вторжении геометрии оконных рам. Интерес к окнам несомненно восходит к началу XIX в., к романтизму (3). Но в руках художников и поэтов-символистов этот образ превращается в откровенно модернистский. Окно переживается одновременно как прозрачное и светонепроницаемое.

3  
См. Lorenz Eitner. The Open Window and the Storm-Tossed Boat: an Essay in the Iconography of  Romanticism // Art Bulletin, XXXVII (December 1955), p.281 –290.

Как прозрачный проводник света, окно это то, что пропускает свет – или дух – в темноту комнаты.. Но стекло не только пропускает свет, оно и отражает его. Поэтому окно трактуется символистами также как зеркало – как нечто, что замораживает и запирает существо в пространстве его собственного повторенного бытия. За каждой решеткой ХХ в. стоит символистское окно.

По причине своей бивалентной структуры (и истории), решетка шизофренична. Я была свидетелем и участвовала в споре о том, обуславливает ли решетка центростремительное или центробежное существование произведения искусства (4). Если рассуждать логично, решетка развивается в бесконечность. Благодаря свойствам решетки, конкретное произведение искусства предстает только фрагментом, крохотным лоскутком, произвольно выбранным из ткани целого. Таким образом, решетка действует из произведения искусства наружу, составляя наши знания о мире по ту сторону рамы. Это центробежное прочтение. Центростремительное направлено от внешних границ эстетического объекта внутрь. Здесь решетка – это повторное представление всего, что отделяет произведение искусства от мира, от окружающего пространства и от других объектов. Решетка – это проникновение границ мира в произведение, это разметка пространства внутри рамы.

4
Литературы слишком много, чтобы приводить ее здесь полностью, показательной иллюстрацией этого спора может служить статья: John Elderfield.Grids // Artforum,X (May 1972), p.52 –59.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Архив

     
 

12.05.2002 III-MMII
Розалинда Краусс
Решетки

     
 

12.05.2002 III-MMII
Леонид Таруашвили
Витрувий как художественный критик и человек античности

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна