приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Москва и два Берлина:
архитектурный результат взаимного наблюдения
XIII-MMV - 27.03.2005

Москва, улица Новый Арбат, здание СЭВ

Восточный Берлин, район Фридрихсхайн, кинотеатр «Космос»

1955–1968

В то время как в Москве и Восточном Берлине строили еще в духе имперской неоклассики, в Западном Берлине сразу начали строить в интернациональном стиле. В первой половине 50-х новых зданий появилось не так уж много (1950–1951. Шиллер-театр. Р. Гроссе, Х.Фелькер - R.Grosse, H.Völker. 1951–1952. Отель «Бристоль Кемпински». П.Швебес - P.Schwebes. 1952–1954. Американская библиотека. Г.Йобст, В.Крейер, Х.Вилле, Ф.Борнеманн - G.Jobst, W.Kreuer, H.Wille, F.Bornemann. 1952–1954. Дом Генри Форда и Университетская библиотека. Ф.Х. Соботка, Г. Мюллер - F.H.Sobotka, G.Müller. 1953–1955. Резиденция фирмы «Альянс» - Allianz-Versicherung. А.Гунценхауер, П.Швебес - A. Gunzenhauser, P.Schwebes. 1954–1955. Палата индустрии и торговли. Ф.Х.Соботка, Г.Мюллер - F.H. Sobotka, G.Müller)., но они были уже в спокойном интернациональном стиле и при сравнении (стены еще не было) показывали совсем другое направление, которое можно было прямо принимать за прогрессивное.

Москва, улица Новый Арбат, административное здание
Восточный Берлин, район Митте, улица Карл-Либкнехтштрассе, жилой дом

В прогресс в Москве поверили в 1954 году, когда приняли постановление об излишествах в архитектуре, не только оголившее фасады новых зданий на помпезных проспектах, но и приведшее к поискам нового, модернистского облика социалистической архитектуры, основанной на новых технологиях строительства и на «общепринятом», техницистском образе прогресса.

Новый стиль в СССР и в Москве приходилось строить с нуля, не столько «вспоминая» прочно забытый собственный конструктивистский опыт (что было бы естественным при провозглашенном политическом возвращении к «ленинским нормам»), сколько пытаясь «догнать и перегнать» капиталистический Запад в короткие сроки. Это требовало от архитекторов усиленного изучения западного опыта как по книгам и журналам, так и вживую. Конечно, многое можно было заимствовать в архитектуре Франции, США, а также соседней Финляндии, ставшей поставщиком форм позднего Аалто и решений панельных домов. Но был и другой источник – Западный Берлин, где можно было черпать как готовые типы, так и отдельные формальные решения.

Москва, улица Новый Арбат, административное здание
Западный Берлин, район Шарлоттенбург, Эрнст-Рoйтер-платц, высотный дом «Телефункен»

Московский модернизм эпохи хрущевской «оттепели» (1955–1964) начинался в трудных поисках. Некоторые образы приходилось почти прямо копировать, как это было в случае с кинотеатром «Прогресс» (1958. Е.Гельман, Ф.Новиков, И.Покровский, М.Кривицкий), композиция и декор которого почти прямо повторяют западноберлинский универмаг «Билка» с его стеклянным низом и ромбовидным декором верхнего «куба» (1956. Х.Дустманн - H. Dustmann). Гостиница «Юность» (1961. Ю. Арндт, Т. Баушева, В. Буровин, Т. Владимирова) напоминает одновременно гостиницу Кемпински в районе Шарлоттенбург и Американскую библиотеку в районе Кройцберг, построенные на 5-7 лет ранее. Горизонтальные четырех- и пятиэтажные дома московских районов Новые Черемушки и Хорошево-Мневники имеют в основе не столько финские аналоги, сколько низкие дома Макса Таута в Кройцберге, а характернейшие московские вертикальные дома-«столбики» в 9–12 этажей едва ли не прямо копируют дом 1950 г. в районе Шененберг(Жилой дом в Шоненберге. 1950. П.Эммерих - P. Emmerich. Жилые дома в Крейцберге. 1954–1955. М.Таут - M.Taut).

Но вскоре заимствования стали перерастать в использование новых форм, находящихся «внутри стиля», но достаточно самостоятельных. Уже в 1958 г. был создан кинотеатр «Мир», в котором глухая граненая призма возвышается над стеклянным параллелепипедом (В.Бутузов, Н.Стригалева, М.Богданов), а в 1959–1962 гг. был построен Дворец пионеров на Ленинских горах (В.Егерев, В.Кубасов, Ф.Новиков, Б.Палуй, И.Покровский, М.Хажакян), где сложные приемы построения модернистского ансамбля были освоены так, что получилось вполне оригинальное целое, удивляющее крупным масштабом. Следует сразу подчеркнуть, что именно крупный, «социалистический» масштаб, свойственный СССР и Москве, выделяет многие постройки конца 50-х и 60-х годов на фоне их западных аналогов. Инженерные приемы и формальные решения в раннем советском модернизме были по определению заимствованными и потому не могли «превосходить» предмет заимствования, тогда как новый, какой-то космический масштаб некоторых комплексов и многих проспектов Москвы был приметой нового «броска социализма».

Андрей Красулин
Москва, район Химки-Ховрино, улица Беломорская, композиция «Дерево»

Западный Берлин, улица Курфюрстендамм, городская скульптура

Кроме того, внутри социалистического модернизма (так можно назвать стиль хрущевской и брежневской эпох в СССР и странах социалистического лагеря) были ростки другой стилистики, более представительной и традиционной, опиравшейся в своих формальных поисках на Ар деко. Примером этого направления могут служить Дворец съездов в Кремле (1959–1961. М.Посохин, А.Мндоянц, Е.Стамо, П.Штеллер, Н.Щепетильников) и гостиница «Россия» (1964–1968. Д.Чечулин и др.). Но это пока было совсем не главным, а главным было подчеркивание смелости и современности социализма. Тот же Посохин, построивший Дворец съездов, в начале 60-х годов руководит проектированием Калининского проспекта (1962–1967. Калининский проспект (Новый Арбат). М.Посохин, А.Мндоянц, Г.Макаревич, Б.Тхор, Ш.Айрапетов, И.Покровский, Ю.Попов, А.Зайцев. 1962–1967. Южная сторона Калининского проспекта – комплекс 26-этажных домов с общим стилобатом. Б.Тхор, И.Покровский, А.Маркова, М.Рыжкова. 1962–1967. Стилобат Калининского проспекта – Первый комплекс торгово-бытового обслуживания. Р. Захарьян, О. Спиридович, И. Поляков, М. Шерстнева. 1962–1967. Северная сторона Калининского проспекта – высотные жилые дома. Ю. Попов, А. Зайцев, В. Васильев, М. Каплан), вторгнувшегося в исторический центр Москвы. Несмотря на то, что постройка проспекта с фланкирующими его административными домами на едином стилобате магазинов и жилыми домами-пластинами принесла ощутимый вред переулкам вокруг старого Арбата, сейчас не может не поражать гигантский масштаб, в котором была осуществлена эта корбюзианская, целиком модернистская затея. Проспект был дополнен кинотеатром «Октябрь» со стеклянным низом и украшенным мозаикой глухим кубом (1967. (М. Посохин, А. Мндоянц), Ю. Попов, В. Турчинович, Г. Умнов, А. Жбаков), а затем и зданием СЭВ в виде раскрытой книги с залом заседаний в стилобате (1964–1968. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). М. Посохин, А. Мндоянц, В. Свирский). Проспектов такого масштаба в Москве больше не было, хотя подобную ширину и представительность пытались воспроизвести на отрезке Ленинского проспекта, построенном в 60-е годы (1967. Квартал 32–33. Е. Стамо, Г. Чалтыкьян, Д. Розов, М. Винодарова). 

Москва, район Химки-Ховрино, улица Смольная, Институт усовершенствования учителей
Западный Берлин, район Тиргартен, улица Раухштрассе, жилая застройка

В Восточном Берлине архитектура эпохи социалистической «оттепели» представлена не столь широко. Но и здесь было свое модернистское начало, когда в ряд представительных неоклассических домов теперь уже бывшей Сталин-аллее вставили подчеркнуто «современный» кинотеатр «Космос» (1960–1962. Й. Кайзер, Х. Ауст - J. Kaiser, H. Aust) с необычными планом и объемной композицией, напоминающими о космических аппаратах и телах, а в застройку центра города поместили Государственную библиотеку ГДР с оригинальным узором из букв (1965–1966. Х. Мелан (H. Mehlan), входной портал – Ф. Кюн - F. Kühn). Рядом с этими отдельными опытами в столице ГДР сооружались целые новаторские ансамбли, самой своей новизной заставляющие вспомнить о роли восточногерманского дизайна на пространстве социалистического лагеря: этот промышленный и потребительский дизайн воспринимался как более смелый и качественный. Такое же ощущение могло возникать от Карл-Маркс-аллее с его ансамблем из кафе «Москва», кинотеатра «Интернациональ» и отеля «Берлин» за ним (1961–1964. Х. Ауст, Г. Кюнерт, Х. Бауер - H. Aust, G. Kunert, H. Bauer). Это был настоящий экспериментальный город, в котором только кинотеатр мог восприниматься как результат обращения к московским образцам (кинотеатру «Россия» (1961. Ю. Шевердяев, Д. Солопов, Е. Гаджинская) – все остальное было построено даже раньше Калининского проспекта. Столь же оригинально и ново смотрелся и Дом учителей на Александерштрассе, составляющий комплекс с Залом конгрессов (1961–1964. Х. Хензельманн, Б. Гейер, Й. Штрейпарт (H. Henselmann, B. Geyer, J. Streiparth). Само сочетание двух пластин – вертикальной и лежащей с залом – здесь появилось даже раньше, чем в Москве (в СЭВе), так же как пластина с куполом зала выглядит прообразом московского Театра Сатиры (1966. В. Степанов). А вот резиденция правительства ГДР (1962–1964. Р. Корн, Х.-Э. Богатцки - R. Korn, H.-E. Bogatzky), вставшая на месте королевского дворца и включившая в свой монотонный фасад один из ризалитов разбитого древнего здания – это сооружение стало примером определенной косности, которая почти всегда касалась социалистического модернизма в момент повышения требований репрезентативности. 

В остальном же ранняя модернистская архитектура ГДР в Восточном Берлине ограничивалась довольно унылыми районами невысоких панельных домов, поставленных «на задах» неоклассических «мамонтов» Сталин-аллее или встроенных в разрывы старой застройки, образовавшиеся в результате бомбежек. 

Москва же, набрав множество модернистских решений и форм, уверенно развивала их, но не столько качественно, сколько количественно. Продолжали застраивать огромные кварталы московских окраин, постепенно повышая этажность панельных зданий. Именно эти кварталы, вероятно, оказывали некоторое влияние и на застройку Веддинга и Кройцберга, западноберлинских районов, близких к стене и застроенных почти неотличимыми от московских панельными домами, поставленными то строчно, то по границе квартала, то «елочкой» – как в Москве и Восточном Берлине.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Забег вдоль стены

     

27.03.2005 XIII-MMV
Владимир Седов
Москва и два Берлина: архитектурный результат взаимного наблюдения

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна