приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)
XVII-MMVI - 20.03.2006

Калат-Семан
Вид южного портика базилики сбоку.
Видны капители с развевающимся аканфом

Православная интермедия

Пришедшее сюда с первыми апостолами христианство поначалу, как и везде, воспользовалось позднеантичными формами (остатки раннехристианских базилик сохранились почти повсеместно, но особого интереса они не представляют, за исключением мозаичных полов). А вот в V и VI веках в Сирии расцвели и получили своеобразное выражение сразу два типа ранневизантийской архитектуры: массивные базилики и небольшие, но сложные по плану центрические здания – храмы и баптистерии. В этих зданиях, сохранившихся в руинированных монастырях, рассеянных по полупустынным холмам северной Сирии (не так далеко от Антиохии, откуда предпринимались паломничества в эти обители), отразился удивительный процесс слияния сирийского и эллинского элементов в ранневизантийскую эпоху. Дело в том, что в указанные два века возникла сирийская православная литература, подарившая Византии массу сюжетов из житий святых, возникли стихотворные сирийские гимны, работали сирийские историки. Этот сирийский вариант византийской культуры отличался крайним мистицизмом и восточной экзальтированностью в смешении с вполне трезвым взглядом на события. Эта гремучая смесь просто должна была как-то сказаться на архитектуре, и мы можем видеть это влияние в Калат-Семане, монастыре святого Симеона Столпника, одиноко возвышающемся посреди каменистых холмов между Алеппо и Антиохией.

Калат-Семан
Южный портик храмового комплекса. 476–492 гг.

Сирийскую православную архитектуру византийского времени можно определить как позднеантичную, но исповедующую культ каменной мощи, которой она несколькими способами стремится придать одухотворенный характер. На этом противоречивом фундаменте возникли уже названные два основных типа построек – базилики и центрические храмы и баптистерии. В Калат-Семане есть и базилика – это одно из самых больших ранневизантийских зданий, крестообразный храм, на средокрестье оформленный как восьмигранный зал со столпом праведника в качестве главной реликвии. Архитектура этого здания поражает странным смешением рациональности и продуманности плана и деталей фасадов, с одной стороны, и грубости, пластического примитива и тектонической прямолинейности – с другой. Возникает архитектурная метафора борьбы духовного и материального начал, которая, вероятно, была целью строителей, передавших тревожное ощущение сдвига и борьбы даже символически – в виде коринфских капителей, листья которых закручены неведомым ветром и какими-то бионическими лентами, обходящими архитравы окон и связывающими окна между собой.

Калат-Семан
Восьмигранный двор на пересечении двух базилик с остатками столпа Симеона в центре

В стоящем поодаль баптистерии можно видеть другой поворот той же сирийской традиции: в купольном восьмиграннике, заключенном в прямоугольный «чехол», присутствует тема центрического вращения здания вокруг вертикальной оси, но эта тема подана как столкновение рационально продуманного и геометрически выверенного центрического объема и массивной каменной оболочки, которую с трудом прорезают оконные проемы и с трудом структурируют пилястры и карнизы. Это драматическое ощущение массы из сирийской архитектуры попало на восток Малой Азии, в Трапезунд, а также в Армению и Грузию. Через Трапезунд некоторые формы попали на Русь, так что тяжким движением пространства и монументальностью наших храмов мы в какой-то степени обязаны Сирии.

Калат-Семан
Вид баптистерия. Около 490 г.

Калат-Семан
Вид извне на средокрестие базилики

Вся эта культура была разрушена арабскими завоевателями, так что необычный сирийский след в позднеантичной и ранневизантийской истории и культуре оказался лишь интермедией между долгой восточной античностью и столь же долгим арабским владычеством, практически стеревшим христианскую Сирию и превратившим православных сирийцев в замкнутую группу, отстаивающую свою идентичность сохранением обряда и благотворительностью в нескольких горных монастырях в местах под названием Маалюля и Саедная, здания которых принадлежат провинциально-греческой культуре XVII–XIX веков.

Калат-Семан
Вид на абсиды восточной базилики изнутри

Калат-Семан
Вид извне на алтарную часть восточного рукава базилики

далее>>

вверх

 Архив

     

20.03.2006 XVII-MMVI
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна