приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)
XVII-MMVI - 20.03.2006

Дамаск
Казна во дворе мечети Омейядов. Этот памятник построен уже при Аббасидах, в IX в., и покрыт мозаиками в XIII–XIV вв. Оригинальная конструкция с поддерживающими здание античными колоннами предназначена для того, чтобы исключить подкопы грабителей и обезопасить государственную казну

Монументальный порядок завоевателей

Мы в Дамаске, идем по восточному базару, отмахиваясь от его несколько преувеличенного великолепия, и все ждем обретения римских остатков. Вот в конце базара показываются пережженные мраморные колонны римской улицы, куда-то направляющейся, вот из-за них открывается площадь и вливающиеся в нее улицы, обходящие нечто монументальное и прямоугольное в плане. Это римский храм, к которому остатки колонных улиц подходят с трех сторон. На фасадах этого храма то тут, то там проступают арочные проемы, сложные сандрики, так что ждешь чего-нибудь подобного и внутри.

Дамаск
Двор мечети Омейядов. Мечеть выстроена при халифе ал-Валиде (705–715). Башня надстроена в XVIII–XIX вв., к XIX в. относится и замощение двора

Но, войдя внутрь, понимаешь, что никакого Рима здесь уже нет: вся внутренняя часть прямоугольника в начале VIII века была выломана и заполнена знаменитой мечетью Омейядов, столичным храмом первой династии арабского мира. При входе во двор первое впечатление – выпадение из реальности: полированные плиты замощения обширного двора блестят так, что создают волшебный эффект замерзшего озера, металлического листа, поверхности карбункула. На этом сверкающем поле в углу стоит Аль-Хазна – действительно казна арабских владык – маленькая граненая палатка, стоящая на перенесенных откуда-то античных колоннах. Этот купольный домик над беседкой объясняется соображениями безопасности: скрытный подкоп к этому здания совершенно невозможен.

Дамаск
Вид молельного зала мечети. Каждая деталь в отдельности – византийская, общий тип – базиликальный, но все вместе – абсолютно оригинально

Дамаск
Молельный зал мечети Омейядов. Пространство не развивается по оси – потому что направление молитвы не вдоль базиликальной структуры, а поперек

Все составляющие этой мечети византийские, причем именно византийские, греческие, а не сирийские: колоннады вокруг обширного двора, сам двор, предваряющий молельный зал, а в нем – ряды колонн с аркадами над ними, разделяющие пространство самой мечети на нефы. Колонны стройные, аркады легкие, стены покрыты феерическими пейзажными мозаиками, выполненными византийскими мастерами, присланными из Константинополя, и такими еще иллюзорно-античными (только, по мусульманским правилам, без изображений людей и животных, пустые ландшафты и города). Но все это подчинено безжалостной и систематической воле ученого геометра, который великолепные части соединяет в крупные и прямо действующие блоки: неоглядный двор с бахромой галерей и развернутый поперек блок мечети, поделенный на нефы тоже в поперечном направлении, а не как христианская базилика, не по оси входа.

Дамаск
Мозаики мечети Омейядов выполнены византийскими мастерами в VIII в. Но в соответствии с мусульманским запретом на них нет людей

Итак, перед нами архитектура, пользующаяся чужими формами для создания своего смысла, своего эффекта. Этот эффект достигается простыми геометрическими формами, созданными в большом масштабе, мерным и монотонным ритмом, понятной и исчислимой грандиозностью целого. Византийские формы составили костяк и оболочку здания, которое бесконечно далеко от Византии и передает ощущение силы молодого, завоевательного, победного богословия мусульманства, простирающего верующих бесконечными рядами, протянутыми вдоль стены, ориентированной на Мекку.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

     

20.03.2006 XVII-MMVI
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть II (Средневековье)

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна