|
|
Путешествие
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть I (Античность)
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Баальбек, главное святилище античного Востока, где молились в одном лице
Ваалу (откуда название места), Зевсу–Юпитеру, а потом Гелиосу–Солнцу. Храм
Бахуса (II в. н.э.), построенный рядом с главным святилищем
Объяснения во время пути
Из-за политики так получается, что посмотреть можно только страны вокруг
Святой земли (Израиля и Палестины) или, наоборот, только Святую землю – но никак
не то и другое вместе. Тут какие-то бесконечные визовые ограничения. Но эти
запреты позволяют взглянуть на Ближний Восток без эйфории, которая непременно
должна появляться на Святой земле. Итак, мы исключаем воспоминания об Иудее и
Идумее, об Ироде и истории Христа, мы отворачиваемся от истории Иерусалимского
королевства и недавней истории возвращения еврейской государственности. Мы
смотрим только историческую Сирию, которая размещена в долине Оронта, то есть в
северной части нынешней Сирии, и Койлесирию, узкую полоску земли, помещающуюся
между горными кряжами Ливана (он вдоль Средиземного моря) и Антиливана (он в
глубине), а также приморские города и территории за Антиливаном, где в оазисах
располагались города Дамаск, Босра и Гераса.

Баальбек. Храм Юпитера Гелиополийского (60-е гг. I в. н.э.)
Эта полоса между морем и пустыней, включающая Сирию и Койлесирию, всегда
была пограничной, всегда была предметом борьбы между двумя большими
цивилизациями – Месопотамской (ее роль иногда перехватывали хетты) и Египетской.
В эллинистическое время эстафету соперничества перехватили два греческих,
эллинистических государства – Селевкидов (они первоначально владели и Сирией и
Месопотамией) и Египет Птолемеев. Потом римляне прибрали к рукам оба государства,
но не смогли заглушить местного оттенка в культуре: эта культура говорила
по-гречески и по-сирийски, она пользовалась своими формами и материалами,
адаптируя к ним римские формы. Это была культура эллинизированного Востока, не
изменившая своего особого характера с приходом христианства, а даже усилившая
его. Сирия стала особым, восточным центром Византийской империи, землей
столпников и богословов, но очень ненадолго. Столицей этой культуры была,
безусловно, Антиохия на Оронте, метрополия Селевкидов и место пребывания многих
позднеримских и ранневизантийских императоров, фактически – одна из столиц
античного мира. Теперь Антиохия в Турции, за политическими пределами Ближнего
Востока, да и следы величия этого города можно скорее обнаружить не в нем самом
(он очень перестроен в позднейшее время), а в руинах античных городов на
территории нынешних арабских государств – Сирии, Ливана и Иордании. Потом
Антиохия стала на время культурной столицей восточной Византии, но захват ее и
всей Сирии и Койлесирии арабами в VII веке поставил православных сирийцев в
позицию подчиненного меньшинства (их общины со своим языком, храмы и монастыри
до сих пор существуют в Сирии и Ливане), а на этих землях воцарилась арабская
культура, сначала давшая пышное цветение ранних мечетей и дворцов, а потом как
будто заснувшая.

Баальбек. Интерьер целлы храма Бахуса
Этот арабский сон все время прерывался вторжениями: то турок-сельджуков, то
монголов, то крестоносцев с Запада. Последние были всего опаснее для местной
тишины – они несли другую религию и другую культуру и хотели не только править,
но и ассимилировать. Четыре государства крестоносцев, существовавшие с конца XI
по конец XIII века, оказались все же слишком слабы перед натиском мусульманского
мира и оставили след в многочисленных замках на горах и в долинах, а также в
самом названии региона – именно для крестоносцев этот восток был Ближним
Востоком, достижимой и желанной землей, преддверием всего чудесного Востока,
который стоит за ней.

Баальбек. Лестница к входу в храм Бахуса
А затем покатились пустоватые века, с четырнадцатого по девятнадцатый, когда
мамелюки и турки-османы чем-то тут руководили. Потом, после Первой мировой войны
Турцию укоротили, Франция заняла Сирию и Ливан, Англия – Палестину и Иорданию (названия
для территорий тоже придумали французы и англичане, «припомнив» старые), потом в
Палестину въехали евреи – и началась современная история Ближнего Востока,
стержнем которой является борьба по границам Израиля. Из-за этой истории мы и
едем не по всем землям, а в обход Святой земли.

Фрагмент интерьера храма Бахуса с необыкновенным сгущением ордерного декора
далее>>
|
 |
|