приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть I (Античность)
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Баальбек, главное святилище античного Востока, где молились в одном лице Ваалу (откуда название места), Зевсу–Юпитеру, а потом Гелиосу–Солнцу. Храм Бахуса (II в. н.э.), построенный рядом с главным святилищем

Объяснения во время пути

Из-за политики так получается, что посмотреть можно только страны вокруг Святой земли (Израиля и Палестины) или, наоборот, только Святую землю – но никак не то и другое вместе. Тут какие-то бесконечные визовые ограничения. Но эти запреты позволяют взглянуть на Ближний Восток без эйфории, которая непременно должна появляться на Святой земле. Итак, мы исключаем воспоминания об Иудее и Идумее, об Ироде и истории Христа, мы отворачиваемся от истории Иерусалимского королевства и недавней истории возвращения еврейской государственности. Мы смотрим только историческую Сирию, которая размещена в долине Оронта, то есть в северной части нынешней Сирии, и Койлесирию, узкую полоску земли, помещающуюся между горными кряжами Ливана (он вдоль Средиземного моря) и Антиливана (он в глубине), а также приморские города и территории за Антиливаном, где в оазисах располагались города Дамаск, Босра и Гераса.

Баальбек. Храм Юпитера Гелиополийского (60-е гг. I в. н.э.)

Эта полоса между морем и пустыней, включающая Сирию и Койлесирию, всегда была пограничной, всегда была предметом борьбы между двумя большими цивилизациями – Месопотамской (ее роль иногда перехватывали хетты) и Египетской. В эллинистическое время эстафету соперничества перехватили два греческих, эллинистических государства – Селевкидов (они первоначально владели и Сирией и Месопотамией) и Египет Птолемеев. Потом римляне прибрали к рукам оба государства, но не смогли заглушить местного оттенка в культуре: эта культура говорила по-гречески и по-сирийски, она пользовалась своими формами и материалами, адаптируя к ним римские формы. Это была культура эллинизированного Востока, не изменившая своего особого характера с приходом христианства, а даже усилившая его. Сирия стала особым, восточным центром Византийской империи, землей столпников и богословов, но очень ненадолго. Столицей этой культуры была, безусловно, Антиохия на Оронте, метрополия Селевкидов и место пребывания многих позднеримских и ранневизантийских императоров, фактически – одна из столиц античного мира. Теперь Антиохия в Турции, за политическими пределами Ближнего Востока, да и следы величия этого города можно скорее обнаружить не в нем самом (он очень перестроен в позднейшее время), а в руинах античных городов на территории нынешних арабских государств – Сирии, Ливана и Иордании. Потом Антиохия стала на время культурной столицей восточной Византии, но захват ее и всей Сирии и Койлесирии арабами в VII веке поставил православных сирийцев в позицию подчиненного меньшинства (их общины со своим языком, храмы и монастыри до сих пор существуют в Сирии и Ливане), а на этих землях воцарилась арабская культура, сначала давшая пышное цветение ранних мечетей и дворцов, а потом как будто заснувшая.

Баальбек. Интерьер целлы храма Бахуса

Этот арабский сон все время прерывался вторжениями: то турок-сельджуков, то монголов, то крестоносцев с Запада. Последние были всего опаснее для местной тишины – они несли другую религию и другую культуру и хотели не только править, но и ассимилировать. Четыре государства крестоносцев, существовавшие с конца XI по конец XIII века, оказались все же слишком слабы перед натиском мусульманского мира и оставили след в многочисленных замках на горах и в долинах, а также в самом названии региона – именно для крестоносцев этот восток был Ближним Востоком, достижимой и желанной землей, преддверием всего чудесного Востока, который стоит за ней.

Баальбек. Лестница к входу в храм Бахуса

А затем покатились пустоватые века, с четырнадцатого по девятнадцатый, когда мамелюки и турки-османы чем-то тут руководили. Потом, после Первой мировой войны Турцию укоротили, Франция заняла Сирию и Ливан, Англия – Палестину и Иорданию (названия для территорий тоже придумали французы и англичане, «припомнив» старые), потом в Палестину въехали евреи – и началась современная история Ближнего Востока, стержнем которой является борьба по границам Израиля. Из-за этой истории мы и едем не по всем землям, а в обход Святой земли.

Фрагмент интерьера храма Бахуса с необыкновенным сгущением ордерного декора

далее>>

вверх

 Архив

     

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Владимир Седов
Сирия и Койлесирия:
Путешествие в обход Святой земли
Часть I (Античность)

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна