приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Григорий Ревзин
Доната Пицци. Шедевры Муссолини
XXIII-MMVIII - 31.03.2008

Мы представляем уникальный материал – работы итальянского фотографа Донаты Пицци, показавшей в МУАРe выставку «Метафизические города. Новые города, основанные в Италии и ее колониях. 1920–1945»

Инкороната (Италия). Здание муниципалитета 1943

Выставку показывали на Триеннале в Милане, в Берлине, в Рио-де-Жанейро, дважды – в Японии, и благодаря содействию Культурного центра Италии в Москве и концерну ENI она приезжала в Москву. Выставка включает в себя около сорока больших (полтора на полтора метра) фотографий и около шестидесяти малого формата. Доната Пицци, фотограф и историк из Рима, делала их в течение десяти лет. Города Италии, Греции (остров Родос и соседние), Ливии, Эфиопии и Эритреи, где существовала в 30-е годы империя Муссолини.

Кальцабини. Проект здания муниципалитета

Обычно мы примерно понимаем, чего ждать от итальянской выставки, но трудно сказать заранее, что ожидает на выставке муссолиниевской архитектуры. Это период, практически не известный в России, да и в самой Италии это до определенной степени репрессированный материал – им мало кто занимается, о нем нет публикаций, и каталог выставки Донаты Пицци, выпущенный издательством SKIRA, едва ли не первое открытие этого художественного пласта. Тем сильнее эффект, который производит выставка.

Архангело (о. Родос, Греция). Школа, 1937

Во-первых, неизвестный материал. Во-вторых, невероятно качественная архитектура. В-третьих, великолепные фотографии, тут можно учиться тому, как вообще следует снимать архитектуру. То есть все, чего можно ожидать от выставки архитектурной фотографии, присутствует здесь в превосходной степени.

Сабаудия (Италия). Здание муниципалитета, 1934

Более или менее известна парадная архитектура Муссолини, район EUR в Риме. Она похожа на сталинскую, хотя абстрактнее по формам и острее по композиционной логике. Но здесь речь идет о малых городах – Латине, Помеции, Сабаудии, Понтинии – по сути, рабочих поселках, построенных к югу от Рима на месте знаменитых своей лихорадкой понтийских болот, которые были осушены при Муссолини, а еще – на Сицилии, на Сардинии и т.д. Здесь у архитекторов были не столько идеологические, сколько цивилизационные задачи. И то же – в Греции, Ливии, Эфиопии и Эритрее. Поселки шахтеров, поселки при заводах, военные части на окраинах империи, городки на 10-15 тысяч жителей – следы практически той же индустриализации и колонизации, которая происходила в то же время в СССР. Но у этих городов поразительный образ.

Канчеллотти, Монтуори, Пиччинато, Скалпелли. Проект здания муниципалитета для Сабаудии

С одной стороны, это авангардные города. Постройки Ди Фаусто в Джеддаиме (Ливия) и на Родосе, Мураторе в Кортогиане (Сардиния), Петруччи в Сегеции, Петракко в Портолаго на Леросе (Греция) очень напоминают работы братьев Весниных, Голосова, Гинзбурга, Гегелло конца 20-х – начала 30-х гг. Пожалуй, тут становится понятным устойчивый интерес итальянцев к наследию нашего конструктивизма, который они начали публиковать едва ли не первыми на Западе – их собственная архитектура этого времени была под идеологическим запретом, они искали нечто близкое. Нашим авангардистам в этом смысле повезло – Сталин эту архитектуру запретил, и она приобрела статус жертвенности, а Муссолини поддержал, и она стала выражением фашизма. Иллюстрация того, насколько случайно любое соединение архитектуры с политикой и насколько это несправедливая случайность. В художественном отношении итальянская архитектура ничем не уступает русскому авангарду.

Априлия (Италия). Колокольня и апсида церкви Св. Михаила Архангела, 1937 (реконструирована в 1996)

Но кроме авангардности здесь есть другая тема, сообщающая материалу дополнительную притягательность. Все же русские конструктивисты, когда им удавалось строить свои поселки для рабочих, настолько увлекались пафосом индустриализации, что создавали глубоко антигуманную среду – ряды одинаковых барачного типа домов, расставленных, как контейнеры на складе, по прямоугольной стеке. Здесь авангард сохраняет обаяние маленького итальянского города. В каждом городе – пьяцца, окруженная аркадой, в каждом – церковь, кампанила, и даже суд и райком фашистской партии выглядят как традиционные палаццо коммунале и палаццо джустиция ренессансных городков. Площади неправильной формы, сложные ракурсы, неожиданное столкновение масштабов – отчасти это напоминает сценические декорации к итальянской драме.

Петруччи, Паолини, Силенци, Туфароли. Проект церкви для Априлии. Продольный разрез, передний и задний фасады

Причина этого особенного поворота в том, что вся эта архитектура вдохновляется метафизической живописью, прежде всего картинами Де Кирико (откуда и на звание выставки – «Метафизические города»). Метафизическая живопись – итальянский вариант сюрреализма, несколько затененный французской школой. Но французам и мечтать не приходилось о том, чтобы их живопись так вдохновила архитектуру, Корбюзье если и обратил внимание на сюрреализм, то уже в послевоенный период. Опять же, если бы не Муссолини, итальянцам следовало бы заявить об особом художественном направлении – архитектуре сюрреализма – и прославиться этим на весь мир, поскольку больше ни в одной стране не удалось так перенести образный строй этого направления в систему архитектурных форм. Но они не могут из-за боязни пропаганды фашизма. Опять же, отчаянно несправедливо.

Скульптор Векки. Проект купели для церкви в Априлии

Это единственная в ХХ веке архитектура, которая родилась из живописи. В других школах она рождалась из дизайна, из технологии, из функции, и только у итальянцев – из картины, так, будто на дворе не ХХ век, а эпоха Ренессанса, когда картины Пьеро делла Франческа и Мазаччо определили образный строй Брунеллески и Альберти. Это чрезвычайно важно. У архитектуры, идущей от живописи, особый строй – она ставит во главу угла эстетический принцип. Есть простой критерий качества архитектуры – можно ли ее нарисовать так, чтобы получить что-то пристойное. Любой ученик художественной школы, нарисовав готический собор, получит что-то, что с удовольствием повесят в кафе, но будь ты даже Рембрандтом, у тебя все равно не выйдет ничего путного из хрущевской пятиэтажки. Так вот здесь целые города – города для рабочих – строились исходя из эстетического строя живописи, и это дает эффект поразительного качества.

Бозио. Проект рыночной площади для Джимы (Эфиопия)

Бозио. План реконструкции Аддис-Абебы

Впрочем, тут трудно судить с полной уверенностью – слишком уж хороши фотографии Донаты Пицци, и, возможно, дело в них. Она снимала «метафизические города» так, чтобы обратно получить картины Де Кирико. Как и на этих картинах, на фотографиях нет ни одного человека, и надо отдать ей должное, потому что это трудно – снять площадь итальянского города, чтобы там никого не было. Я думаю, это надо делать часа в четыре утра. С Ливией и Эфиопией проще, днем там все вымирает от солнца, но невольно сочувствуешь человеку, который работает на шестидесятиградусной жаре. И ищет те же ракурсы, те же детали, тот же образный строй, что когда-то искал в Сиене и Лукке Де Кирико. Находит. Но тут возникает дополнительный эффект. Фотография много чем проигрывает живописи, но выигрывает в том, что в ней есть темы путешествия и свидетельства. По настроению эти фотографии немного напоминают фильм Антониони «Профессия – репортер». Где-то в Африке, где-то нигде есть миры, в которых никого нет, и там ты – некто ты – переживаешь состояние того одиночества, в котором сама физика мира приобретает оттенок метафизической очищенности и пустоты. Не знаю, этого ли эффекта добивались архитекторы, строившие эти города, но они, безусловно, должны быть благодарны Донате Пицци – она их воскресила. И это оказалось настолько сильным художественным образом, что захотелось немедленно отправиться в сталинские рабочие поселки и срочно смотреть, что там. Вдруг – такое же?

Аддис-Абеба (Эфиопия). Рынок Текле Хайманот

Торвискоза (Италия). Здание фабрики SNIA, бывший цех перегонки винного спирта. Де Мин, 1942

Торвискоза (Италия). Здание фабрики SNIA, бывший цех перегонки винного спирта. Де Мин, 1942

Понтиния (Италия). Гостиница «Понтино». Паппалардо, Фреццотти, 1935

Понтиния (Италия). Цистерна, деталь. Паппалардо, Фреццотти, 1935

Торвискоза (Италия). Здание фабрики SNIA, башни Йенсена для производства бисульфита кальция. Де Мин, 1942

Сегеция (Италия). Ликторская башня. Петруччи, 1940

Сабаудия (Италия). Вид на жилые дома от церкви Сантиссима Аннунциата. Канчеллотти, Монтуори, Пиччинато, Скалпелли, 1934

Сабаудия (Италия). Здание почты и переговорного пункта. Маццони, 1934

Латина (Италия). Дворец юстиции. Фреццотти, 1939

Латина (Италия). Здание штаба военного округа. Техническое бюро провинции Литтория, 1935

Кортогиана (о. Сардиния, Италия). Площадь Венеции, здания с галереями. Муратори, 1940

Кортогиана (о. Сардиния, Италия). Площадь Венеции, галерея. Муратори, 1940

Асмара (Эритрея). Гостиница «Селам», бывшая C.I.A.A.O. Борньино, 1937

Портолаго (о. Лерос, Греция). Школа. Петракко, 1934–1936

Аль-Хадра (Ливия). Поселок Бревильери, жилые дома

Баяда (Ливия). Поселок Д’Аннунцио. Ди Фаусто, 1938

Портолаго (о. Лерос, Греция). Детский сад. Петракко, 1934–1936

Родос (о. Родос, Греция). Аквариум. Бернабити, 1934–1935

Хорио (о. Калимнос, Греция). Казармы карабинеров. 1935–1936

Асмара (Эритрея). Площадь Цицерона

Хорио (о. Калимнос, Греция). Таможня. Петракко, 1936

Асмара (Эритрея). Рыночная площадь. Феррацца, 1938

Джеддаим (Ливия). Поселок Оливети. Ди Фаусто, 1935–1938

Дефния (Ливия). Поселок Гарибальди. E.C.L.

Харар (Эфиопия). Рынок. Феррацца, 1938

Наима (Ливия). Мусульманский поселок Deliziosa («Отрадный»), склады для зерна. E.C.L.

вверх

 Архив

     

31.03.2008 XXIII-MMVIII
Григорий Ревзин
Доната Пицци. Шедевры Муссолини

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна