приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Михаил Филиппов
Инородный город
I-MMI - 29.10.2001

Архитектуру называют застывшей музыкой, потому, что языки обоих этих искусств умозрительны и не связаны ни с одним природным феноменом. Гармонические системы, мотивы и созвучия архитектура, как и музыка, черпают только из собственной истории. Метафоры архитектуры напоминают об образе жизни людей, окружавших себя определенными колоннами, стенами и окнами. Фасад сооружения - это каменная маска в некой градостроительной драме, фиксирующей определенный типаж общественного бытия. В этой маске горожанин может узнать реальную роль, которую он и его соседи получили в исторической пьесе. Стены улиц, дворов и комнат панельные, мраморные или гипсокартонные это стены Вальтасара, на которых, имеющий глаза, может различить для себя важные новости. Если признать скрытый символизм одним из градообразующих аспектов, то самым выразительным городом-символом окажется Венеция, особенно для тех, кто знаком с ее русским аналогом.

Вода - эксклюзивная собственность Венеции, несмотря на то, что в мире тысячи городов связаны с водой. Белые ночи собственность Петербурга, хотя сам астрономический феномен наблюдается на трети земного шара. В обоих случаях природа осуществляется как эстетика благодаря неприродной гармонической стихии, т.е. архитектуре. Сходство и одновременно полярность Северной Венеции и Южного Петербурга определены их исторической судьбой. Венеция до петербургской России была важнейшей государственной иллюзией. Дорога между тремя Римами пролегала через лагуну. Русская мечтательность видела в ней хозяйку Средиземного моря, а значит, вселенной в античном смысле слова. Ее византийский образ и некоторая независимость от пап принималась за православие. Город считался окном в Европу и Азию, причем в обе стороны. Москва считает себя наследницей Венеции и Фиорованте едет строить главный московский собор в качестве автора Сан-Марко. Целью путешествий Петра была именно Венеция, но доехать до нее он не сумел, дела заставили вернуться, надо было рубить головы стрельцам, и Серениссима так и осталась оторванной от реальности самодержавной мечтой.

Эта мечта легла в основу градостроительной идеи новой столицы, и она последовательно осуществляется в течение столетия. Реальную Венецию перед ее политическим концом увидел только Павел, живший инкогнито в Ка Мосто и смотревший через канал в окна дворца, где останавливались последние Палеологи. Именно он, самодержавный петербургский мечтатель-тиран, пытавшийся спасти республику с помощью Суворова, будет строить все свое царствование в духе странного исторического карнавала. Павел возводит огромное палаццо с атриумом, окруженное со всех сторон каналами - замок св. Михаила. В этом петербургском Сан-Микеле он найдет свою "смерть в Венеции". Трагическая театральность и конкретность самого замысла делает это здание чужеродным городской ткани. В сознании зрителей Михайловский замок так и остался грандиозным императорским мавзолеем.

Последующее градостроительство вернулось к здоровому самодержавному идеализму и уже через четверть века Пушкин, не видевший ни Венеции, ни даже Петербурга, залитого водой, пишет величественный гимн осуществленной градостроительной идее.

Идеологическое строительство в отличие от естественного вырастания сделали петербургскую архитектуру более профессионально законченной. Получился более венецианский город, чем сама Венеция, и более европейский, чем Европа. Палладио работал на берегах лагуны, но палладианство осуществилось на берегах Невы. Оба города, странным образом, стали инородными телами в собственных культурах. В одном случае это Восток на Западе, в другом наоборот. Образы этих городов не имеют провинциальных аналогов и, следовательно, не оказали существенного влияния на градостроительную культуру своих стран. Петербург, великая мечта о Венеции, осуществился в тот момент, когда первообраз потерял свою тысячелетнюю независимость и застыл на века. Затем мечта стала превращаться в нормальный мегаполис, а Венеция в материализованный символ, постепенно приобретавший глобальное значение. 

далее>>

вверх

 Архив

     
 

29.10.2001 I-MMI
Михаил Филиппов
Инородный город

     

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
Что мы вывезли из Венеции

     
 

29.10.2001 I-MMI
Сергей Ходнев
Прозрачная слава

     
 

29.10.2001 I-MMI
Илья Савельев
Вечная смальта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна